Ежегодно в сентябре 50 стран, подписавших Европейскую культурную конвенцию, принимают участие в праздновании Дней европейского наследия. В рамках мероприятий, приуроченных к празднованию, свои двери открывают исторические здания, обычно закрытые для посещения широкой публики.
В этом году впервые Москва присоединилась к Дням европейского наследия. Департамент культурного наследия совместно с Музеем Москвы и Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачев организовал программу популяризаторских мероприятий.
22 сентября в Музее Москвы, в пространстве выставки "Тверская, и не только" состоялось открытие капсульной археологической экспозиции "Европейцы в Москве", которая посвящена предметам, изготовленным в Европе, а также предметам в "общеевропейском стиле".
В церемонии открытия приняли участие заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев, заведующая сектором археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая, а также специальный гость – атташе посольства Нидерландов Ида де Катт.


"Несмотря на камерный характер выставки и то, что здесь выставлено небольшое количество вещей, многие из них являются по-настоящему уникальными. Например, музыкальный рожок из Нюрнберга – это, в общем-то, второй подобный артефакт, найденный в Европе. Эта находка в свое время вызвала определенную сенсацию среди наших европейских коллег. Или торговые пломбы, - может быть, они и не уникальные, но весьма значимые для определения движения, какие товары приходили к нам в Средние века из Европы", - рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Леонид Кондрашев.
На выставке представлено более 30 экспонатов, достаточно редких с точки зрения археологических находок для Москвы. Часть из них обнаружено во время работ по благоустройству центра города в рамках программы "Моя улица" на Тверской, Большой Полянке, Остоженке, в Вознесенском переулке, на Страстном, Рождественском и Петровском бульварах, Кремлевской и Софийской набережных. Среди экспонатов были представлены такие предметы, как садовый керамический светильник, украшенный рельефными фигурками читающих, празднующих и музицирующих европейцев в средневековых костюмах и еще не прошедший через руки реставраторов (Германия, XIX-XX века), "Рейнский каменный товар", то есть, керамика из очень плотной, твердой как камень глиняной массы, полевого шпата и кварца (бутыль с надписью Balsam, фрагменты сосудов из Германии, XVII-XIX века), статуэтка "Женщина с ребенком на руках фарфор" (Западная Европа, вторая половина XIX века) и фарфоровый подсвечник в стиле ар-нуво (Западная Европа).
 
Также интерес вызвали артефакты, найденные в 1990-х годах на территории Китай-города, среди которых торговые свинцовые пломбы (Западная Европа XVII-XIX века), сигнальный латунный рожок с готической надписью (Германия, XVIII-XIX века) и самый эксклюзивный экспонат редкой сохранности – стеклянный штоф с орнаментом в стиле венецианской филиграни (Западная Европа, XVII век). 

Кроме того, находки, связанные с жизнью иностранцев в Москве есть и на самой выставке "Тверская, и не только": курительн
ые трубки (Голландия, XVIII век); парфюмерные флакончики (конец XVIII-начало XIX в.), фаянсовый сосуд для парфюмерии с французской надписью, горлышко стеклянного штофа с клеймом London (польская подделка, XIX век) и модные пряжки, появившиеся на головных уборах и обуви москвичей по европейскому обычаю в XVIII веке.
После вернисажа, открывшего выставку, в Лектории Музея Леонида Кондрашева прочитал лекцию "Эволюция понимания объекта культурного наследия. Европейское влияние и национальные особенности", в которой он осветил основные аспекты современного подхода к понятию "объект культурного наследия" и проиллюстрировал их примерами из европейской и российской практики.


23 сентября в Палатах Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной прошла лекция голландского архитектора, дизайнера и члена ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и исторических мест) Холгера де Кама. Он поделился своим международным и российским опытом в ИКОМОС, подробно рассказал о деятельности организации и объяснил, что это значит для архитектурного наследия.