7 октября 2016 года Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел итоги реставрационных работ объекта культурного наследия федерального значения "Здание скоропечатни товарищества А.А.Левенсон, 1900 г., арх. Шехтель Ф.О." в Трехпрудном переулке.


В мероприятии приняли участие руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов, Председатель Совета директоров, Главный исполнительный директор ВТБ Капитал Управление активами Владимир Потапов, главный архитектор проекта реставрации Надежда Шемшурина и генеральный директор ООО ГК "Комбета" Виталий Тутлис.
"Завершена масштабная реставрация одного из передовых предприятий начала XX века - типографии "Товарищества скоропечатни А.А.Левенсон" – выстроенной по проекту известного московского архитектора Федора Шехтеля. Оно построено с применением новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса в производственных корпусах, позволившего создать в цехах большие открытые пространства. Помимо того, что это уникальный памятник архитектуры, сама типография внесла большой вклад в развитие русской культуры: именно здесь увидела свет первая книга Антона Павловича Чехова, были напечатаны книги Ивана Алексеевича Бунина, здесь же впервые вышли поэтические сборники Марины Цветаевой. Благодаря высокому качеству реставрационных работ здание типографии Левенсона в Трехпрудном переулке стало участником конкурса "Московская реставрация-2016". Также важно отметить, что участие частных инвестиций в реставрации памятников архитектуры Москвы становится все заметнее с каждым годом и уже составляет более половины" – прокомментировал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Кроме того, руководитель Мосгорнаследия продемонстрировал изданный в типографии А.А.Левенсона уникальный подарочный альбом о Москве на трех языках - русском, немецком и французском. Альбом проиллюстрирован выдающимися художниками-графиками начала XX века - Виктором Васнецовым, Владимиром Россинским и Борисом Зворыкиным. Это издание предназначалось для популяризации Москвы среди иностранцев.
Справочно:
Типография А.А.Левенсона открылась 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А.С.Левенсона. В 1887 году, с привлечением к себе пайщиков, она превратилась в товарищество на вере "Торговый дом А.Левенсона и Ко", а в 1890 году было реорганизовано в "Товарищество скоропечатни А.А.Левенсон". В 1896 году Товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Типография специализировалась на выпуске художественных изданий, альбомов художников, программ для всех Императорских театров. Кроме того, в течение театрального сезона с 1899 года типография издавала газету под названием "Ежедневное либретто", в которой печатались новости культуры.
В 1900 г. в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Федора Шехтеля были построены существующие здания скоропечатни А.А.Левенсона, которые стали одним из первых градостроительных комплексов Москвы в стиле модерн. Комплекс состоял из 3 объектов: административного, производственно-типографского корпусов и здания сторожки. Все здания сохранились до наших дней и в настоящее время отреставрированы.
 
Выдающийся мастер русского модерна выстроил главный дом и производственные корпуса, отвечающие всем требованиям современной по тем временам технологии. Фасады производственных корпусов выдержаны в стиле рациональной промышленной европейской архитектуры с минимальной отделкой.
Административный корпус богато декорирован с внешней стороны. Особое внимание обращают на себя изображение чертополоха, одного из растений-символов модерна, барельеф с изображением печатников за работой, исполненный дрезденским скульптором, герб Российской Империи и знак "Поставщик двора Его Величества". В процессе реставрации зданию был возвращен стеклянный витражный плафон (купол), демонтированный в течение XX века.
     
Внутренний декор помещений административного корпуса тоже весьма сдержанный. Интерьеры административного корпуса несли в основном служебные функции, поэтому здесь отсутствуют яркие цвета и декоративные элементы, более характерные для других работ Ф.О.Шехтеля.
Тем не менее, следует обратить внимание на такие элементы интерьера, как потолки (они уникальны в каждой из комнат административного корпуса) и двери, которые также не повторяются. Двери были воссозданы по фотографиям подлинного интерьера и авторским чертежам. Также по уцелевшим фрагментам были полностью воссозданы полы, выложенные метлахской плиткой.
После 1917 года типография была национализирована, и в 1923 году стала 16-й типографией "Мосполиграфа". После закрытия в 1942 году 16-й типографии "Мосполиграфа" до начала 1990-х годов в здании находились различные учреждения, в том числе московская типография № 7.
С начала 1990-х гг. здания скоропечатни А.А. Левенсона использовались в качестве офисного комплекса. И в результате эксплуатации здания в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесла кровля и фасады памятника.
Комплексная реставрация зданий скоропечатни А.А. Левенсона была начата в 2013 г. и продолжалась до августа 2016 г. Основные работы были проведены в административном корпусе.
В рамках работ проведена крупная исследовательская работа, в результате которой комплекс зданий в настоящее время выглядит таким, каким он был создан Федором Шехтелем.
В части реставрации фасадов были выполнены работы по расчистке и реставрации штукатурных плоскостей, отреставрирован барельеф на уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи и герб Российской империи. Фасадам возвращено историческое цветовое решение.
Были отреставрированы и восстановлены по фотографиям исторические интерьеры здания: восстановлены потолки, очищен и отреставрирован барельеф с изображением первопечатника Гутенберга в парадном зале первого этажа, воссоздан фонарь формы "медуза" и деревянный потолок парадной лестницы. Лестница, выполненная из мрамора отреставрирована с заполнением утраченных фрагментов
.