В Москве в настоящее время определено 47 территорий в границах 20 промышленных зон для комплексного развития, которые застройщикам предстоит осваивать по новым правилам. Об этом говорили на рабочей группе в Москомстройинвесте 30 мая 2017, которая прошла под руководством начальника Управления формирования и реализации инвестиционных программ Наталии Лисюковой совместно с представителями органов исполнительной власти, Клуба инвесторов Москвы (КИМ) и Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ).
Границы всех территорий для комплексного развития на сегодняшний день определены. В том числе, в ПЗЗ зафиксировано процентное соотношение функционального зонирования каждого участка при освоении его в будущем. В целом по ПЗЗ почти 50% этих площадей предложено отдать под промышленную застройку, 25% - под жилую и 25% под общественно-деловую.
Как было отмечено на совещании, комплексное развитие территорий может проходить как по инициативе города, так и правообладателя участка. Условия рассмотрения и принятия решений о заключении договора о комплексном развитии территорий (КРТ) прописаны в Постановлении Правительства Москвы N215-ПП «О Порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы», которое вступило в силу с 24.04.2017 г. По словам Председателя Правления Ассоциации инвесторов Москвы Любови Цветковой, оно, по сути, определило принцип работы застройщиков и инвесторов на десятилетие вперед.
Если инициатором развития территории выступает инвестор (собственник имущественных комплексов в границах соответствующей территории), то он может представить в Правительство Москвы утвержденные проект планировки территории и проектный план межевания, а также соглашение с теми собственниками, которые находятся на смежных участках и готовы участвовать в развитии территории. При этом срок действия права аренды на земельный участок должен составлять не менее 5 лет на дату заключения договора о КРТ.
Также инициатором комплексного развития территории может стать город, даже если сам собственник не планировал проводить реконструкцию. Однако в данном случае выбранная городом территория должна соответствовать определенным параметрам. В частности, не менее 50% такой территории должно быть занято участками, на которых размещаются аварийные и подлежащие сносу или включенные в адресные программы сноса и реконструкции объекты капитального строительства, самовольные постройки, а также здания, которые эксплуатируются не по назначению. После того как город объявил о своем намерении, и информация была размещена в СМИ, у правообладателей участков, которые входят в данную зону, есть 6 месяцев, чтобы разработать необходимую документацию. Если это не происходит, город объявляет торги на комплексное развитие территории.
Один из вопросов, который вызвал наибольшее обсуждение, это способ определения первоначальной суммы торгов. Если комплексное развитие территории происходит по инициативе города, и территория выставлена на торги, то участники должны внести первоначальный взнос в сумме 2% от цены торгов. По словам представителя ГБУ «Агентство промышленного развития города Москвы», в настоящее время органы власти разрабатывают методику определения начальной цены договора.
По словам Наталии Лисюковой, городу необходимо рассмотреть вопрос предоставления льгот, например, по аренде земли, чтобы повысить интерес застройщиков к торгам.
Также она отметила, что инвесторам не стоит путать включение территорий для комплексного развития в ПЗЗ и решение Правительства Москвы развивать территорию, включенную в КРТ. В первом случае – территория просто включена в ПЗЗ и в дальнейшем ее освоение может проводиться только комплексно. Второй случай – это когда город сам принял решение, что определенную территорию, включенную в КРТ, необходимо развивать.