Советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Юлия Логинова 13 июня 2017 г. выступила на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. Ее доклад был посвящен Программе по аренде объектов культурного наследия «1 рубль за 1 кв. метр», реализуемой в столице с 2012 года. 




Как рассказала Юлия Логинова, за пятилетний опыт действия, Программа корректировалась, в частности, в нее добавилась льготная ставка арендной платы за земельный участок, появилось право инвестора на субаренду, программа стала распространяться и на отдельные помещения, находящиеся в объектах культурного наследия, увеличился срок проведения работ по сохранению с 5 до 7 лет без применения штрафных санкций. 
Напомним, суть столичной Программы «1 рубль за 1 кв. метр» заключается в создании условий для вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия нежилого назначения, находящегося в неудовлетворительном состоянии, а также в стимулировании привлечения инвестиций в процесс реставрации и сохранения объектов культурного наследия. Согласно программе «1 рубль за 1 кв. метр», после проведения необходимых работ по сохранению памятника промышленной архитектуры Москвы инвестор сможет перейти на льготную ставку аренды 1 рубль за 1 кв. метр. Срок действия договора аренды - 49 лет. 
Как подчеркнула Юлия Логинова, такие условия вызывают большой интерес к Программе со стороны столичных инвесторов: 
«Средний коэффициент превышения итоговой цены над стартовой составил - 5,5, при максимуме – 11,2; среднее количество участников торгов – 6; многофункциональное использование объекта по договору аренды. В настоящее время в рамках столичной Программы реализовано 19 ОКН, завершен комплекс работ по сохранению 9 ОКН, 1 июня 2017 г. на торгах реализован еще 1 ОКН, договор находится на стадии подписания» - рассказала представитель Мосгорнаследия.
При этом она назвала причины относительно небольшого количества объектов культурного наследия, реализованных по программе "1 рубль за 1 кв. метр":
- Во-первых, согласно требованиям постановления Правительства Москвы от 24 января 2012 г. № 12-ПП, объекты ОКН должны находиться в собственности города Москвы, являться отдельно стоящим зданием, находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствие имущественных и иных обременений.
Отметим, что многие объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном или аварийном состоянии, на территории города Москвы являются собственностью Российской Федерации или частной собственностью.
- Во-вторых, часть объектов культурного наследия, удовлетворяющие требованиям Программы, подготовлены к реализации по программе "продажа с обратным опционом" - с возможностью обратного выкупа объекта в случае не проведения новым собственником необходимых ремонтно-реставрационных работ.
- В-третьих, часть объектов культурного наследия, удовлетворяющие требованиям Программы, являются социально-значимыми объектами (театры, музеи, объекты религиозного и общеобразовательного назначения) и по функциональному назначению не могут быть выставлены на коммерческую аренду.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры совместно с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, обобщив опыт шести регионов страны по передаче в аренду объектов культурного наследия, наиболее подходящим для применения в Петербурге признал опыт Москвы. Первый аукцион по программе планируется провести в первой половине 2018 г.
Напомним, Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, созданным в целях повышения эффективности принятия решений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.