29 июня 2017 года Департамент культурного наследия города Москвы провел пресс-показ фрагмента надгробной плиты XVII века, принадлежащее приближенной царя Петра I Анне Ртищевой. Находка была обнаружена столичными археологами на Большой Лубянке при прокладке водопроводных труб и подготовке к благоустройству по программе «Моя улица».

Плита из белого известняка была найдена в траншее, вырытой вдоль стены Сретенского монастыря. Она относится к типу закладных надгробий, которые устанавливали в стену храма над местом погребения или рядом с ним. Размеры плиты составляют 68 на 68 сантиметров, толщина плиты — 10 сантиметров.

По словам Первого заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главного инспектора в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы Сергея Мирзояна, находка считается поистине уникальной, поскольку на ее фронтальной части сохранились остатки краски синего цвета, а также хорошо читается надпись, высеченная на надгробии.

«Археологами обнаружена надгробная плита, датированная 1678 годом, свидетельствующая о кончине сподвижницы Петра 1 Анны Ртищевой. Особенность новой находки в том, в том, что на плите сохранился пигмент синего цвета. Краска заполняет межбуквенное пространство надгробной надписи. Очень редко цвет сохраняется на плитах подобного рода, которые долго пролежали в земле. Это достаточно уникальная находка, поскольку большинство ранее обнаруженных надгробных плит имеют белый цвет», - отметил Сергей Мирзоян.

Он добавил, что подобных находок за всю историю археологических работ было обнаружено не более 5-6, поскольку на ранее найденных надгробиях краски, как правило, не сохранялись.

«Это говорит о том, что теперь у специалистов есть шансы и в дальнейшем найти аналогичные «цветные» свидетельства истории», - отметил Сергей Мирзоян.

Как пояснил заместитель генерального директора ООО "Археологические изыскания в строительстве" Владимир Беркович, специалисты производят химический анализ красочного слоя плиты.

«Состав краски время до нас не доносит. Но если мы возьмем на анализ остатки краски с данной плиты и сравним с поверхностями других плит, то, возможно, и на них будут обнаружены следы присутствия красочного слоя. Работу именно по анализу надгробий, их химического состава, в том числе самой краски, мы начали совсем недавно. И результаты, скорее всего, будут очень интересными», - сказал Беркович.

Он также отметил высокое качество создания надгробной надписи: «Надпись на плите выполнена очень тонкой декоративной вязью. Шрифт барельефной надписи огромный, вязь очень тонкая. Это очень дорогая работа, соответствующая статусу погребенной».

Как отмечают специалисты, надпись на плите выполнена в обронной технике: рельефные буквы высечены из камня пятистрочной вязью. То есть они связаны в единый орнамент. Специалистам практически полностью удалось восстановить надпись: Лета 1678 октября, в 31-й день на память святых апостолов Стахия и Амплия и иже с ними, преставися раба Божия боярина князя Петра Прозоровского жена княгиня Анна (погребе) на ноября в 1-й день.

Надпись посвящена Анне Ртищевой, которая была представительницей знатного боярского рода, женой Петра Прозоровского. Он же являлся одним из опекунов Петра I. А с 1697 по 1698 год он руководил страной вместе с боярами Львом Нарышкиным и Борисом Голицыным.

Журналистам также продемонстрировали и другие находки, ранее обнаруженные благодаря работе археологов по программе «Моя улица».
Колодец середины XIX века — часть конструкции Мытищинского водопровода диаметром два метра, обнаруженный у дома 26 на улице Сретенке. В 1779 году Екатерина II издала приказ о его строительстве, а открыт он был в 1804-м. Также во время раскопок на центральных улицах города археологи нашли три световых окна-решетки. Их активно использовали в московской архитектуре на рубеже XIX–XX веков для освещения подвальных помещений. Такие окошки-решетки размещали на уровне тротуаров.
Власти Москвы планируют организовать экспозицию из находок, найденных в ходе реализации программы "Моя улица". В рамках этой экспозиции предполагается представить посуду, керамику, изразцы, предметы обихода и быта москвичей. Рассматривается возможность экспонировать основание стены Белого города на Хохловской площади и основание Китайгородской стены в парке "Зарядье".