Сбербанк включал в реестр потенциальных заемщиков по инвестиционным кредитам компании, у которых отсутствовала выручка от реализации сельхозпродукции. По сути, это были специально созданные проектные компании. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки соблюдения уполномоченными банками целей, условий и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Согласно Правилам предоставления, субсидия должна выдаваться банкам по кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям либо переработчикам сельхозпродукции, с долей выручки от реализации сельхозпродукции в валовой выручке не менее 70%*.

Минсельхоз России должен проверять реестр потенциальных заемщиков и затем принимать решение о включении их в окончательный реестр заемщиков, что предусмотрено соглашениями с банками** о предоставлении субсидии. Должностными лицами министерства, осуществляющими проверку документов, представленных уполномоченным банком, вопреки требованиям Правил, принято решение о предоставлении субсидии по кредитам, выданным организациям, не являющимся сельхозтоваропроизводителями. На 1 июня 2018 г. Сбербанком только по выявленным в ходе проверки льготным инвестиционным кредитам, предоставленным проектным компаниям, получено 302,15 млн руб. субсидий.

«Практика кредитования инвестиционных проектов, в том числе в сельском хозяйстве, через проектные компании с нашей точки зрения является нормальной», - отметил аудитор Андрей Перчян. Вместе с тем, требуется корректировка действующей нормативной правовой базы механизма льготного кредитования с тем, чтобы условия предоставления субсидии из федерального бюджета учитывали подобную практику.

Правилами предоставления и Соглашениями с уполномоченными банками предусмотрена ежегодная оценка Минсельхозом России эффективности использования банками субсидий. Оценка осуществляется, исходя из достигнутого объема льготных кредитов на рубль предоставленного размера субсидий. Формула расчета планового показателя результативности предусматривает только одну переменную – ключевую ставку ЦБ. Таким образом, если нет отказов в предоставлении субсидии за соответствующий период, фактический показатель результативности всегда будет равен плановому, и его достижение составит 100%. По мнению Счетной палаты, показатель результативности предоставления субсидии в существующем виде не отражает достижение качественных и количественных показателей развития агропромышленного комплекса.

Правилами на уполномоченные банки возложена функция проверки целевого использования предоставленных льготных кредитов. В ходе проверки выявлены случаи, когда в период действия кредитного договора поставки оплаченного заемщиком авансом товара осуществлялись частично, либо совсем не осуществлялись, сроки поставки переносились за пределы срока погашения кредита, а в ряде случаев изначально предусматривались за его пределами. Поставки осуществлялись, как правило, внутри группы компаний, и льготные кредиты фактически использовались для управления ликвидностью внутри группы за счет бюджетной поддержки. «Это стало возможным, в том числе, по причине отсутствия в Правилах предоставления субсидии и нормативных актах Минсельхоза России требований к срокам поставки товара, выполнения работ, оказания услуг по договорам с оплатой авансом, которые финансируются за счет льготных краткосрочных кредитов», - резюмировал аудитор.

В ходе проверки также выявлен ряд нарушений и недостатков, связанных с предоставлением банками форм отчетности по субсидии в Минсельхоз России.

Коллегией принято решение о направлении представления Сбербанку, письма в Альфа-Банк, отчета – в палаты Федерального Собрания, а также информационного письма в Правительство Российской Федерации с предложениями по совершенствованию нормативно-правового обеспечения механизма льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей.



Справочная информация:

*С 1 января 2017 года вступил в силу новый Порядок предоставления субсидии по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, согласно которому предприятия АПК могут получать в уполномоченных банках целевые кредиты по льготной ставке от 1 до 5% годовых, а недополученный банками процентный доход компенсируется из федерального бюджета в пределах ключевой ставки ЦБ. Таким образом, для заемщиков реализуется принцип «одного окна»: они не должны сначала возмещать полную стоимость кредита и компенсировать потом часть затрат из бюджета через региональные органы исполнительной власти.



** Всего в 2017 г. и I квартале 2018 г. уполномоченным банкам предоставлено из бюджета 13,2 млрд руб. субсидий на возмещение недополученных доходов по сельхозкредитам, предоставленным по льготной ставке. Список уполномоченных банков включает 44 кредитные организации, в том числе 10 системно значимых. На долю 5 системно значимых банков: Россельхозбанк, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк и Банк ВТБ приходится более 90% от общей суммы субсидии, перечисленной всем уполномоченным банкам Минсельхозом России.

Проверенные Счетной палатой банки: Сбербанк, Газпромбанк и Альфа-Банк по итогам 2017 г. являются лидерами (после Россельхозбанка) по объемам предоставления льготных кредитов. По льготной ставке ими предоставлено 202,4 млрд руб., объем полученной субсидии по предоставленным кредитам в 2017 г. и I квартале 2018 г. составил 7,5 млрд руб.