С 1 января 2019 года в России с 18% до 20% поднимется ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС), что повлияет на увеличение доходов федерального бюджета и приведет к фискальной централизации, но также увеличит налоговую нагрузку в целом.
Данные меры призваны помочь Правительству РФ в решении социальных задач и развитии инфраструктурных проектов.
Вместе с тем, по экспертному мнению ГБУ «Мосфинагентство», предполагаемый рост платежей по НДС может быть компенсирован снижением платежей по иным налогам, главным образом, по налогу на прибыль организаций (далее – ННП), поскольку НДС рассчитывается именно с добавленной стоимости, уменьшая доходы бизнеса и, соответственно, налоговую базу для налога на прибыль организаций, – одного из основных источников налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
При условии, что сложившаяся рыночная цена товаров (работ, услуг) не изменится, повышение НДС на 2 процентных пункта увеличит для налогоплательщика сумму налога к уплате на 9,26% (разница между ставками 18/118 и 20/120). На сумму повышения НДС в абсолютном выражении (в рублях) уменьшится налоговая база по налогу на прибыль организаций, поскольку доходы и расходы в целях налогообложения ННП рассчитываются без учета НДС.
Кроме того, повышение ставки НДС может косвенно оказать негативное влияние на поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизов по причине общего роста нагрузки на экономику и роста инфляции, снижения платежеспособного спроса и сокращения уровня потребления населения вследствие роста цен.
В настоящее время рассчитать фискальный эффект от повышения НДС и определить его влияние на поступления по ННП затруднительно. Предстоит проанализировать источники, из которых налогоплательщики станут компенсировать повышение налога на добавленную стоимость.
Представляется два возможных сценария компенсации:
· В секторах экономики, где преобладают крупные компании-монополисты, возможно повышение отпускных цен. В этом случае рост налоговой нагрузки будет переложен на конечных потребителей, в то время как доходность бизнеса и налоговые платежи не пострадают.
· В таких отраслях экономики, как торговля, IT, и др., где бизнес вынужден конкурировать за потребителя, ему придется идти по пути снижения маржинальности. В данном случае налоговая база неизбежно уменьшится.
НДС, включенный продавцом в цену товара (работы, услуги), возмещается из федерального бюджета. Однако, приобретая товары (работы, услуги) у лиц, не являющихся плательщиками НДС, организации относят «входной» налог на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций. Работая с «упрощенцами», организация платит НДС (федеральный налог), одновременно уменьшая платежи по ННП, в значительной степени поступающему в бюджет субъекта РФ. Таким образом, прослеживается эффект «перераспределения» поступлений из регионального бюджета в федеральный. Увеличение ставки НДС на 2 п.п. усилит описанный эффект, а также мотивирует налогоплательщиков к переходу на специальные налоговые режимы, в частности на упрощенную систему налогообложения (УСН). С другой стороны, данный процесс положительно скажется на доходах региональных бюджетов, поскольку налоги, взимаемые в связи с применением УСН, полностью уплачиваются в консолидированный бюджет субъекта РФ, в отличие от НДС и ННП.
Вызванный повышением налоговой ставки НДС рост цен увеличит налоговые поступления в федеральный бюджет, что может разогнать инфляционные процессы, которые будут сдерживаться действиями Банка России через сохранение или повышение ключевой ставки. Это приведет к увеличению цены пассивов (стоимости привлечения фондирования) со стороны банковского сектора. В то же время, рост государственных инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру (декларированная Правительством РФ цель повышения НДС), окажет позитивное влияние на динамику банковских активов и прибыль кредитных организаций, участвующих в государственных программах.
Таким образом, фискальный эффект от повышения налоговой ставки во многом зависит от дальнейших действий региональной и федеральной власти. Для сохранения стабильности региональных бюджетов Правительству РФ/региональным властям придется пойти на непопулярные меры, позволив крупным игрокам в энергетике, нефтегазовой отрасли, транспорте повышать потребительские тарифы. В этой связи, риски уменьшения доходов бюджетов за счет снижения налоговых поступлений могут скрываться в высококонкурентных отраслях экономики, таких как торговля, IT, строительство, обрабатывающая промышленность.
Влияние экономики г. Москвы и поступлений НДС от налогоплательщиков г. Москвы в федеральный бюджет трудно переоценить.
Город Москва мобилизует в федеральный бюджет в среднем 27% от всего НДС по России, что характеризует высокую базу от реализации товаров, работ, услуг в городе.
При этом динамика поступлений по НДС в период 2015-2017гг. от г. Москвы составляет +12% (по России +25%). Поскольку НДС заложен в цену товаров (работ, услуг) это может характеризовать динамику инфляции за данный период времени.
Необходимо отметить, что инфляция по России составила – в 2016 - 5,4%, 2017 - 2,5%, по г. Москве – в 2016 - 7,8%, 2017 - 3,8%.
Среди основных бюджетообразующих отраслей города Москвы, наиболее емкими, с точки зрения НДС, являются:
- Нефтегазовый сектор (добыча полезных ископаемых);
- Операции с недвижимым имуществом;
- Торговля;
- Строительство.
Данные отрасли являются наиболее прибыльными, что также обусловливает высокий уровень поступлений по налогу на прибыль организаций.
Таблица 1
Поступления НДС в 2015-2017гг.
тыс. рублей

*Транспортировка и хранение в 2017, Деятельность в области информации и связи в 2017, Деятельность по операциям с недвижимым имуществом в 2017 году
Источник: Данные отчета по форме №1-НОМ «Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности»
Кроме названных выше, наиболее зависимой (подверженной изменениям) от результатов производства и реализации товаров (работ, услуг), является отрасль обрабатывающей промышленности. За рассматриваемый период уменьшение поступлений в отрасли составило 36,3%, что связано, прежде всего, с высокой стоимостью сырья, используемого в переработке. Также влияние оказывают меры по постепенному выводу промышленности из границ г. Москвы.
Отдельной проблемой стоит учет НДС в строительстве, поскольку результаты деятельности организаций отрасли напрямую связаны со сложными процессами кооперации – договорами подряда, субподряда, сметного расчета работ и материалов, импортируемого оборудования. Это также характерно и для отрасли операции с недвижимым имуществом, поскольку она неразрывно связана со строительством.
В 2017 году от налогоплательщиков г. Москвы в федеральный бюджет поступило 814,9 млрд рублей НДС. С учетом средней динамики прироста налоговых поступлений за 3 года (2015-2017), в 2018 году платежи налогоплательщиков в г. Москве по данному налогу при сохранении ранее действующих ставок могли бы составить 861,8 млрд рублей, а за 2019 год, при сохранении ранее действующих ставок - 911,3 млрд рублей. При увеличении ставки НДС на 2 процентных пункта платежи за 2019 год могут возрасти до более чем 1,0 трлн рублей, прирост составит – 101,3 млрд рублей[1]. Это максимально возможная сумма прироста, не учитывающая товары, работы, услуги, облагаемые НДС по ставке 10% (большинство продуктов питания, детских и медицинских товаров, - льготная ставка на данные товары сохраняется).
При этом ННП является значимым источником налоговых доходов города Москвы. За 2017 год данный налог поступил в консолидированный бюджет г. Москвы в сумме 669,7 млрд рублей, его доля в доходах составила 22%, прирост поступлений к предыдущему году составил 16%[2].
Повышение ставки НДС с 18% до 20% окажет негативное влияние на платежи по налогу на прибыль организаций, однако в настоящее время невозможно точно оценить данное влияние на доходную часть бюджета г. Москвы. Эффект начнет сказываться не раньше 2 квартала 2019 года, с поступлением первых платежей по ННП, рассчитанных по итогам 1 квартала.
С 15,25% до 16,67% вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса, что снизит прибыльность таких сделок, особенно актуальных для г. Москвы в рамках программ редевелопмента промышленных зон.
Необходимость поиска механизма снижения бюджетных рисков компенсируется влиянием дополнительных новаций, предусмотренных Правительством РФ, одновременно с повышением ставки НДС. К примеру, это отмена налога на движимое имущество, который является полностью региональным, либо введение отдельных льгот для населения.
[1] Расчеты ГБУ «Мосфинагентство» по данным Отчета по форме №1-НОМ.
[2] Расчеты ГБУ «Мосфинагентство» по данным Отчета по форме №1-НОМ.