Мосгорнаследие предложило горожанам принять участие в археологических раскопках в центре столицы.

Волонтеры вместе с археологами обнаружили фрагмент белоглиняного расписного подсвечника, красноглиняную игрушку, керамическую помадную банку, медную пряжку и другие свидетельства жизни москвичей.

Работы 2018 года, связанные с программой благоустройства города Москвы, как и в прошлые годы проходят при активном участии представителей общественности (учащихся, волонтеров, краеведов, любителей истории и просто жителей города). Ярким примером этого может служить совместная работа археологов и их добровольных помощников в Замоскворечье на территории храма Воскресения Христова в Кадашах.

«В рамках исполнения одного из пунктов майских указов Президента, а именно поддержки добровольческих движений в сфере сохранения культурного наследия, мы предложили горожанам принять участие в археологических раскопках. В минувшие выходные к профессиональным специалистам во 2-м Кадашевском переулке присоединились волонтеры, в том числе, настоятель храма и прихожане. Они просматривали и перебирали отрытый грунт, мыли находки, чистили надгробные плиты», - рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. 

Глава ведомства также отметил, что в результате совместных усилий было найдено большое количество артефактов. Одной из ранних находок является фрагмент белоглиняного расписного подсвечника. Подобные осветительные приборы были широко распространены в домах рядовых москвичей в XVIII в.

Также интерес представляет фрагмент красноглиняного изразца-колонки, использовавшийся в декоре печей и также датируемый XVIII в. и фрагмент печного изразца с сюжетной росписью XVIII в.

К более позднему печному набору относится изразец с кобальтовой росписью растительного характера. Подобные изразцы изготавливались в Москве в 1-й половине XIX в. Достаточно редкой находкой является найденная красноглиняная игрушка в виде птички, покрытая поливой синего цвета (XVIII – н. XIX в.). Типичной для начала XIX в. находкой является найденная керамическая помадная банка, предназначенная для хранения косметики.

Отдельно стоит сказать о найденной на этом участке курительной трубке псевдотурецкого типа, изготовленной из красножгущихся глин. Подобные предметы получили широкое распространение после Русско-Турецких войн.

Второй, более редкий, экземпляр трубки нес на себе следы частично сохранившейся медной оплётки, предназначенной для более длительного использования чубука.

К предметам мелкой пластики, найденным на исследуемом участке, можно отнести ременную накладку в виде сердечка, применявшуюся для декорирования поясного ремня. Находка датируется XVIII-XIX вв. К этому же периоду относится найденная медная пряжка. Данная находка, вероятнее всего, использовалась как элемент конской упряжи.

К более поздним находкам относится найденный жетон медного сплава, представляющий собой знак, посвящённый 200-летию г. Санкт-Петербург. К этой дате была подготовлена целая серия памятных медалей и знаков для разных слоев населения, изготовленных в 1903 году.

Кроме всего прочего, на территории Храма Вознесения Христова, бал найден нательный крест медного сплава, вероятнее всего, изготовленный в одной из меднолитейных мастерских, находящихся на территории, прилегавшей к участку исследования в XIX веке.

Находкой, подтверждающей местное медно-литейное производство, является производственный брак нательного креста, датируемого XVII–XVIII вв.

Отдельно следует выделить медную монету «копейку» периода правления Петра I. Находка несет на себе четкие следы производственного брака. Она связана с существовавшим на территории бывшей Кадашевской слободы монетным двором, производившим медную монету в 1704–1736 гг. Производство имело много названий: Хамовный, Замоскворецкий, Военно-Морской, Адмиралтейский монетный двор, но более всего оно известно под названием – Кадашевский монетный двор. 

Археологи рассказали волонтерам много интересного о своей работе и поделились «секретами» профессии. Волонтеры познакомились с историей слободы, приняли участие в экскурсии по местному музею и Воскресенскому храму, получили возможность непосредственного «общения» с историческими предметами, приобрели опыт полевой археологической работы.