О специфике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья рассказывает педагог средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» №367 (г.Зеленоград), учитель начальных классов Наконечная Марина Витальевна.
Материалы по теме:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» № 367. В 2008 г. школа стала победителем Приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 г., кроме того, она включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2010». В 2009 г. награждена правительством Москвы дипломом победителя Городского смотра-конкурса «Город для всех» в номинации «Организации образования».
Сайт школы: http://www.s367.zouo.ru
- Расскажите о своей школе.
- Школа № 367 как среднее общеобразовательное учреждение для больных детей и детей-инвалидов существует с 1995 года. Ее открытие было обусловлено потребностью общества в образовании детей, которые в силу различных заболеваний не могут посещать обычные школы и, вместе с тем, не имеют показаний для обучения во вспомогательных специализированных школах или школах-интернатах. В настоящее время в трех отделениях школы (на базе школы, на дому, в учебном отделении городской больницы № 3) обучаются 500 учеников.
- Что самое важное для педагога при обучении таких детей?
- Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения. В тесном сотрудничестве работают учителя - предметники, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и медицинские работники.
- Какие приемы помогают детям эффективнее обучаться?
- Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Некоторым учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Кроме того, в школах такого плана необходимо оснащение всякими специальными средствами обучения: приспособлениями для передвижения, учебниками альтернативного формата, аудио-учебниками, активное использование сетевых образовательных ресурсов, компьютерных обучающих систем. Наша школа оснащена этими средствами, что существенно помогает в обучении.
- Как успешно организовать учебный процесс на дому?
- Индивидуальное обучение на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Составляется индивидуальное учебное расписание ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями, постоянно корректируется. Учитываются периоды активности и спада работоспособности ребёнка. На основании образовательной программы педагоги нашей школы разрабатывают индивидуальное учебно-тематическое планирование (ИУТП) для каждого конкретного ученика, в котором дана характеристика учащегося, его предпочтительные виды деятельности, доступные формы контроля, связанные со спецификой заболевания, и намечены зоны ближайшего развития ребенка. Очень важно помнить, что без родителей учебного процесса не происходит. Необходимо тесно с ними сотрудничать.
Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Необходимо давать ему почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.
Ежегодно в школе проходит смотр-конкурс проектных, исследовательских и творческих работ учащихся « Умники и умницы». Основными задачами конкурса являются: создание условий для развития научно-исследовательской деятельности школьников, способствование приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, выявление талантливых учащихся.
- Какие трудности возникают при обучении учащихся на дому? Как вы их решаете?
- Специфика работы педагога в том, что он работает с больными детьми на дому. Его опыт – сугубо индивидуальный, он не может быть проверен в категориях формальной академической успешности. Кроме того, сама форма обучения гораздо более специфична, нежели обучение в классе в обычной школе. Учителю нужно все время изучать работы по специальной психологии и коррекционной педагогике. Основная трудность педагогов – это преодоление привычки работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Кроме того, нельзя думать о ребенке как о больном. Самое важное, что вся деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие мотивации и успешности.
- Какие инновационные проекты взяты на вооружение вашим учебным заведением?
- В 2011 году педагогический коллектив школы прошел обучение в I-школе (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья- структурное подразделение ГОУ Центра образования «Технологии обучения», открытая в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», которая реализуется Департаментом образования города Москвы.
Педагоги ГОУ СОШ №367 освоили и будут активно использовать в своей работе технологии проведения занятий в дистанционном режиме, где ученики и преподаватели общаются через специальные коммуникативные онлайн-программы. Уникальность интерактивного обучения позволяет детям-инвалидам с физическими ограничениями лучше социализироваться в обществе, за счет организации творческих, исследовательских, практико-ориентированных курсов, а так же способствует созданию и расширению среды общения.