Здание железнодорожной поликлиники, водоёмная башня и две стрелочные будки у станции Лосиноостровская признаны объектами культурного наследия. Такое решение принял Департамент культурного наследия г. Москвы. О вновь выявленных исторических объектах «ЗБ» рассказал автор заявки на включение этих построек в перечень охраняемых, активист движения «Архнадзор» Юрий Егоров.
Кондуктор отдыхает
Двухэтажную постройку из светлого кирпича с криволинейными очертаниями стен, белыми пилястрами и шахматным орнаментом видно от кинотеатра «Орион»: она замыкает перспективу всей улицы Менжинского.
— Это здание построили в 1912 году для отдыха кондукторских бригад, — рассказывает Юрий Егоров. — Раньше каждый грузовой поезд сопровождали 10-15 кондукторов, они следили за исправностью всех элементов, если что не так, фонарями подавали сигнал машинисту.
В 1931 году три комнаты на 1-м этаже были выделены под поликлинику для железнодорожников. Постепенно она расширялась. К середине 30-х годов прошлого века приказом Министерства путей сообщения она приобрела статус узловой и заняла всё здание.
Поилка для паровоза
Водоёмная башня на другой стороне железнодорожного полотна — конструкция типовая. До середины прошлого века железнодорожное движение было паровозным, а паровоз потребляет огромное количество воды, её нужно доливать при каждой возможности, иначе не будет пара.
Водоёмные башни строили на всех станциях, к которым были приписаны паровозы, сейчас их осталось мало — на Савёловском вок­зале, в Пушкине и в Александрове.
Наверху башен размещались большие баки. Вода по трубопроводам самотёком шла к местам заправки паровозов и служебным и жилым зданиям.
Это инженерное сооружение столетней давности интересно и как образец стиля модерн: массивное восьмигранное основание и лёгкий цилиндрический объём самой башни, множество украшений, наличники, портал над входной дверью.
Рабочее место стрелочника
Две изящные вытянутые башенки с широкими окнами с трёх сторон и круговым балконом-галереей — это уже авангард: внешний облик полностью подчинён назначению постройки.
— Это будки управления стрелками и сигналами. Их назначение — централизованное управление переводом стрелок и переключением семафоров и других сигналов. 2-й этаж здесь нужен не просто так, а чтобы дежурный мог видеть сразу все станционные пути. Большие окна и балкон — чтобы наблюдать за положением стрелок и вовремя заметить приближающийся к станции поезд, — говорит Егоров.
В южном здании осталось нетронутым и печное отопление. Доказательство этого — две высокие кирпичные трубы с ажурным навершием в виде башенки со стрельчатыми проёмами. Присвоение станционным постройкам статуса объекта культурного наследия — лишь первый шаг. Дальше к делу подключатся эксперты — историки и архитекторы. Им предстоит выяснить, в каком году были построены эти здания, кто архитектор, каковы их конструктивные особенности и историческая ценность. После этого будет составлен перечень всех элементов, которые представляют историческую и культурную ценность.
Между прочим
На 10-й версте Первоначальное название нынешней станции Лосино­островская — 10-я верста. Она открылась в 1893 году как дачная платформа, но быстро превратилась в большую сортировочную станцию. В то время её главным назначением была передача вагонов по ветке, которая сейчас демонтирована, в Бескудниково, на Савёловское направление. Дело в том, что из-за несогласованности земельных вопросов возникла задержка со строительством Савёловского — до 1912 года его называли Бутырским — вокзала. Железную дорогу до села Савёлово построили, но принимать поезда оттуда было негде. Поэтому в Бескудникове их перебрасывали на ветку до Лосиноостровской и направляли на Ярославский вокзал.
перечень всех элементов, которые представляют историческую и культурную ценность.
Марина МАКЕЕВА
Опубликовано в Звёздный Бульвар № 32 (542)