Для организации собственного дела одного желания недостаточно. Чтобы начать полноценно работать, нужно сначала зарегистрировать выбранную организационно-правовую форму деятельности.
Материалы по теме:
Чтобы полноценно осуществлять предпринимательскую деятельность в Москве, нужно сначала зарегистрировать выбранную организационно-правовую форму деятельности: индивидуальный предприниматель (без организации юридического лица) или юридическое лицо. Без регистрации бизнес будет незаконен.
Гражданский кодекс РФ определяет и статус ИП, и юрлица. Гражданин может заняться предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Такое право наступает после государственной регистрации ИП (ст. 23 ГК РФ). Понятие юридического лица прописан ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество…».
Для регистрации статуса индивидуального предпринимателя и для образования юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО и пр.) требуются разные пакеты документов. Формы заявлений Р21001 и Р11001 и квитанции на оплату госпошлин (на 400 и на 2000 рублей) за государственную регистрацию можно взять в регистрирующем органе.
Вне зависимости от выбранной организационно-правовой формы деятельности, после сбора всех необходимых документов нужно обратиться в межрайонную налоговую инспекцию № 46 УФНС. Только она занимается государственной регистрацией предприятий в Москве. 46-я налоговая инспекция Москвы находится по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, вл. 3, кор.1 (проезд от м. Сходненская и м. Тушинская), телефоны: (495) 955-99-87, (495) 955-99-96 (для записи).
Подать документы в инспекцию можно двумя путями: лично или почтовым отправлением полного пакета документов с описью вложения и объявленной стоимостью (ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
При посещении самой инспекции порядок подачи документов прост: либо отстаивать «живую» очередь, либо записаться заранее.
При инспекции есть бесплатный консультант и все интересующие вопросы можно обсудить с ним, а инспектору эти вопросы задавать бесполезно.
Принимающий документы инспектор их не проверяет, не комментирует и не возвращает. Если что-то заполнено неправильно, то в таком виде оно и будет подшито к делу по заявлению о регистрации. На основании ошибки в документе можно получить отказ в регистрации предприятия.
Перечень документов для регистрации ИП прописан в статье 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пакет документов должен содержать:
- нотариально заверенное заявление о государственной регистрации в качестве ИП по форме Р21001;
- заверенные копии всех страниц паспорта (если лицо – гражданин РФ), или документа, удостоверяющего личность (для иностранных гражданин), копию могут снять в налоговой, тогда заверения у нотариуса не требуется;
- копия ИНН;
- квитанция об оплате государственной пошлины (400 р.) за регистрацию ИП.
Учредительные документы (Устав, Договор) для получения статуса индивидуального предпринимателя не требуются.
Список документов для регистрации юрлица (ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
- оригиналы учредительных документов (Устав или Учредительный договор), их нотариально заверенные копии или сделанный в инспекции дубликат;
- решение о создании юрлица (если юридическое лицо образуют несколько лиц – это протокол);
- заявление по форме Р11001;
- квитанция об оплате госпошлины (2000 р.) за регистрацию юридического лица;
- гарантийное письмо от арендодателя с адресом помещения, подтверждающее, что после регистрации юридического лица вы заключите договор аренды с арендодателем (могут потребовать и для укрепления шансов на регистрацию его лучше иметь, хотя в законе ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» этого нет).
Документы на государственную регистрацию ИП или юридического лица может подать непосредственно заявитель или лицо, имеющее от заявителя нотариально заверенную доверенность.
После подачи документов на регистрацию предприятия, инспектор выдаст расписку с перечнем принятых документов. В расписке также будет указана дата получения свидетельства о регистрации ИП или юридического лица.
Срок государственной регистрации – не более пяти рабочих дней (ст. 8 и 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Отказ в госрегистрации предприятия (ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации...») может быть в случаях :
- недостача необходимых для государственной регистрации документов;
- недостоверность документов (или документа);
- предоставления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- юрлицо находится в процессе ликвидации.
В решении об отказе должны быть указаны основания со ссылкой на нарушения. Решение выносится с тот же срок, что и решение о госрегистрации, - не более пяти рабочих дней, - и отправляется заявителю по почте письмом с уведомлением.
Решение о государственной регистрации предприятия будет положительным, если все документы будут правильно составлены и достоверны. Вместе с решением для образования юрлица будут выданы: ИНН, дубликаты учредительных документов с печатью и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о регистрации можно получить лично или по почте.
После получения свидетельства о государственной регистрации ИП или юридического лица регистрирующий орган передает документы о свежезарегистрированом предприятии во внебюджетные госфонды и в Московский комитет статистики. За время передачи данных в другие органы, новая организация успеет изготовить печать и внести на счет часть уставного капитала (для юридических лиц).