Мэр Москвы Сергей Собянин, ознакомился с ходом тоннелепроходческих работ на строящемся участке Кожуховской линии метро между станциями «Косино» и «Юго-Восточной». В своем традиционном заявлении для СМИ мэр особо отметил, что применение уникальных для Москвы проходческих щитов позволит сильно сократить сроки строительства новых тоннелей.
«Метростроители работают и в выходные, и в морозные дни. Работа не останавливалась ни на час. Мы находимся на строительстве одной из самых больших веток метро - Кожуховской, которая пройдет от «Авиамоторной» до «Некрасовской» и обеспечит улучшение транспортного обеспечения москвичей. Помимо этого она позволит разгрузить перегруженную Таганско-Краснопресненскую ветку до «Выхино» и «Котельники». Часть этой линии строится двухпутным щитом диаметром 10,8 м. Это уникальный щит для Москвы, впервые идет такая проходка. Это сооружение высотой с трехэтажный дом, огромное сооружение. Вот его запустили в строй», - сообщил журналистам Сергей Собянин. Он также уточнил, что через два месяца к работе приступит второй аналогичный щит, и это позволит ввести в строй новую ветку метро в плановые сроки, то есть в следующем году.
Новая Кожуховская линия метро пройдёт от станции "Авиамоторная" на шоссе Энтузиастов до станции "Нижегородская улица" в начале Рязанского проспекта – далее вдоль Рязанского проспекта за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Строительство линии началось в 2012 г., ее протяжённость – 17,2 км. На участке, согласно проекту, будет 9 станций ("Авиамоторная" (пересадочная с одноимённой станцией Калининской линии), "Нижегородская улица" (пересадочная на станцию строящегося Третьего пересадочного контура), "Стахановская", "Окская улица", "Юго-Восточная", "Косино" (пересадочная со станцией "Лермон­товский проспект" Таганско-Краснопресненской линии)","Улица Дмитриевского", "Лухмановская", "Некрасовка".
Особенностью новой линии метро станет строительство двухпутного тоннеля на участке от станции "Косино" до станции "Нижегородская улица". На других участках линии тоннели будут проложены традиционным способом – проходкой 2 тоннелепроходческих комплексов.
Для прокладки двухпутного тоннеля был закуплен новый тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) Herrenknecht S-956, получивший, в соответствии с традицией, женское имя «Лилия». Фактически ТПМК Herrenknecht S-956 представляет собой 3-этажный передвижной завод длиной 66 метров и массой более 1600 тонн. Внешний диаметр резания грунта (а значит – и будущего тоннеля) составляет 10,85 метров.
В ходе проходки грунт разрабатывается ротором. Затем он выгружается конвейером из полости ротора на ленточный конвейер, с него – на тоннельный конвейер, и, далее, на вертикальный конвейер, а оттуда, с помощью отвального конвейера, на поверхность. После разработки грунта на длину 1,8 метра, блокоукладчик монтирует железобетонное водонепроницаемое кольцо обделки. Отталкиваясь от предыдущего кольца, ТПМК продолжает проходку и монтирует следующее кольцо, оставляя после себя готовую закрепленною выработку. По расчетам специалистов средняя скорость проходки двухпутного тоннеля в геологических усло-виях Москвы может составить 350-400 погонных метров в месяц.