О том, как ж/д кольцо позволит дать заброшенным промзонам вторую жизнь, какая коммерческая застройка появится в составе ТПУ, а также о самом крупном транспортном узле, который построят на МКЖД в деловом центре «Москва-Сити», рассказал руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев в интервью порталу Стройкомплекса

Андрей Бочкарев: «Каждые две из трех станций на МКЖД будут построены в составе транспортно-пересадочных узлов»
В сентябре столица готовится запустить новую транспортную артерию – реконструированную Московскую кольцевую железную дорогу, которая будет работать как наземная линия метро. Кольцо проходит по промышленным и коммунальным зонам, потому что раньше предназначалось для грузовых перевозок. Чтобы МКЖД не превратилась в обособленный транспорт, ее свяжут с метро и пригородными железными дорогами транспортно-пересадочные узлы.
О том, как ж/д кольцо позволит дать заброшенным промзонам вторую жизнь, какая коммерческая застройка появится в составе ТПУ, а также о самом крупном транспортном узле, который построят на МКЖД в деловом центре «Москва-Сити», рассказал руководитель Департамента строительства Андрей Бочкарев в интервью порталу Стройкомплекса.
- Андрей Юрьевич, почему на МКЖД было решено строить полноценные транспортно-пересадочные узлы, а не простые платформы, как на станциях радиальных направлений ж/д, куда прибывают пригородные электрички?
- Реконструкция и развитие Московской кольцевой железной дороги – это глобальный градостроительный проект. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед нами задачу не просто запустить пассажирское движение по железнодорожному кольцу, а полностью интегрировать этот вид транспорта с метрополитеном.
Когда еще только обсуждалась идея о реконструкции МКЖД, сразу стало понятно, что наиболее эффективно ее можно будет использовать как наземную транспортную систему для пересадок на метро, пригородные железнодорожные направления и наземный общественный транспорт. И обеспечить комфортные, современные, удобные пересадки должны ТПУ - транспортно-пересадочные узлы.
Реконструкция и развитие Московской кольцевой железной дороги позволит создать дополнительные маршруты передвижения и пересадок для пассажиров. Это разгрузит пассажиропоток на Кольцевой линии метро и некоторых радиальных ветках столичной подземки. Во-вторых, будет сформирована улично-дорожная сеть для подъезда к ТПУ, а значит, и к заброшенным промзонам и пустырям (в основной массе станции МКЖД расположены около промышленных зон. – Прим. Ред.), которые, получив транспортную доступность, станут привлекательными для инвесторов в плане застройки. Пассажиропоток ТПУ на МКЖД будет только увеличиваться с каждым годом, и значит, инвесторы сами заинтересуются тем, чтобы строить в составе ТПУ различные офисные, гостиничные и торговые объекты.
Здесь надо пояснить, что при строительстве ТПУ вся инфраструктура для пересадок, так называемая технологическая часть, возводится за счет бюджета, все другие объекты - коммерческая часть - на средства инвесторов.
Конечно, не на каждой из 31 станции МКЖД будут построены крупные транспортно-пересадочные узлы. Только 22 остановочных пункта будут иметь капитальные строения с соответствующей инфраструктурой. В остальных случаях это будут платформы с навесами, пройти к которым можно будет через специальные павильоны с билетно-кассовыми зонами и турникетами.
- Что будут представлять собой ТПУ на МКЖД?
- Вообще, ТПУ - это система остановочных пунктов различных видов общественного транспорта: МКЖД, метро, радиальных направлений железной дороги, наземного общественного транспорта, которые связаны между собой благоустроенными переходами с эскалаторами и лифтами. Почти все они будут иметь надземные переходы, как над железнодорожными путями, так и над проезжей частью дорог.
В транспортно-пересадочных узлах МКЖД будут оборудованы кассовые зоны, турникетные линии, вендинговые автоматы, банкоматы, на крупнейших ТПУ будет работать бесплатный wi-fi. На кольце будет 10 пересадок на радиальные направления железной дороги и 17 - на метро, причем 11 таких пересадок будут реализованы по принципу «сухие ноги», когда пассажиру не нужно выходить на улицу. При этом для проезда по МКЖД и в метро пассажиры смогут пользоваться единым проездным документом.
На тех станциях МКЖД, где переходить придется по улице, обустроим удобные пешеходные зоны. С каждой станции МКЖД можно будет пересесть на наземный городской пассажирский транспорт. Маршруты автобусов и маршруток скорректируют так, чтобы подвозить пассажиров непосредственно к ТПУ, а при необходимости город запустит и новые маршруты.
- Какие транспортно-пересадочные узлы на МКЖД будут самыми большими?
- Среди наиболее крупных можно назвать ТПУ «Сити», «Ярославская», «Рязанская», «Окружная». На этих транспортно-пересадочных узлах можно будет пересесть как на поезда метро, так и на электрички радиальных направлений железной дороги и на наземный общественный транспорт. Пассажирам будет удобно и комфортно делать пересадки с одного вида транспорта на другой, пользуясь крытыми переходами и единой системой навигации.
- Зачем в составе ТПУ кроме транспортных терминалов необходимо строить коммерческую недвижимость?
- Мы создаем новую транспортную артерию для города, для москвичей. Общий объем коммерческой недвижимости, который может быть построен на территориях, прилегающих к ТПУ, оценивается в 750 тысяч квадратных метров. Из них более 300 тысяч - отели, 250 тысяч - торговые площади и 200 тысяч - новые офисы и технопарки. Те районы города, которые раньше были заброшенными, с вводом МКЖД - нового вида пассажирского транспорта - получат дополнительный импульс к развитию, там будут созданы новые места притяжения финансов и рабочей силы.
Вы, наверное, помните, что в недалеком прошлом почти возле каждой станции метро располагался стихийный рынок. Людям это было удобно, но систему торговли необходимо упорядочивать, приводить к современным требованиям культуры и удобства обслуживания. Поэтому в транспортно-пересадочных узлах и на территориях вокруг них создаются торговые площади, общественно-деловые зоны, кафе, объекты бытового обслуживания.
- ТПУ «Сити» Вы назвали в числе крупных транспортно-пересадочных узлов на МКЖД. Расскажите на его примере, как изменится для пассажиров транспортная ситуация в районе делового центра «Москва-Сити»?
- Этот ТПУ объединит четыре вида транспорта. Он свяжет теплым переходом станцию метро «Международная» и остановочный пункт Сити на МКЖД. Будет обеспечена пешеходная связь до платформы Тестовская Смоленского направления железной дороги. Расстояние составляет около 700 м. Для удобства пассажиров между ними будет благоустроена пешеходная зона по уже существующей улично-дорожной сети.
Под эстакадой Третьего транспортного кольца ведется строительство терминала с кассами и турникетами, он будет соединен с северным павильоном станции метро «Международная». Таким образом, с остановочного пункта МКЖД Сити можно будет сразу же спуститься в вестибюль метро, а также выйти на улицу Тестовская, к остановкам наземного городского транспорта, или через подземный пешеходный переход к деловому центру «Москва-Сити».
Кроме того, здесь планируется построить паркинг, подземный переход от ТПУ «Сити» к «Москве-Сити», а над улицей Тестовская - надземную пешеходную галерею, которая выведет из здания ТПУ в один из небоскребов Московского международного делового центра. Проектом предусмотрено создание остановок общественного транспорта непосредственно у выхода из терминала ТПУ. Все это поможет более эффективно перераспределить пассажиропотоки.
- Предусмотрена ли в составе этого ТПУ коммерческая недвижимость?
- В ТПУ «Сити» появятся офисный центр и парковочные места. Общая площадь застройки составляет 151 тысячу квадратных метров. Большим плюсом является тот факт, что ТПУ находится в сердце деловой Москвы, в границах транспортной развязки «Москва-Сити», соединяющей деловой центр с Третьим транспортным кольцом и ключевыми магистралями района.
- Как будет функционировать остановочный пункт Сити с запуском МКЖД, пока не построят коммерческую часть ТПУ?
- Строительство транспортно-пересадочного узла никак не связано с коммерческой застройкой. Что касается работ по ТПУ, все идет строго по графику. Строительство должно закончиться на всех участках к вводу в эксплуатацию. Островная платформа станции Сити, которая располагается на эстакаде, уже завершена. Сейчас идет строительство пассажирского терминала и пешеходных переходов. Все работы завершим к моменту запуска пассажирского движения на кольце – в сентябре 2016 года.
Алена Терновая, собственный корреспондент