Представитель Министерства образования и науки и руководители образовательных организаций Республики Болгария посетили Московский центр качества образования для обмена опытом. О системе образования города Москвы и возможностях московских школ гостям рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
В рамках встречи обсуждался опыт участия России и Болгарии в международных исследованиях. Иностранные коллеги рассказали, что Болгария активно участвует в таких исследованиях как: PISA, TIMSS, PIRLS и ICCS.
«Эти исследования для нас очень важны, потому что они являются хорошим инструментом диагностики качества образования в разных областях. В исследовании PISA мы участвуем с первого этапа его организации, т.е. с 2000 года. Результаты Болгарии пока нас не очень радуют, но мы не гонимся за рейтингами. Намного важнее, что на основе этих исследований, мы можем диагностировать состояние образовательной системы и сделать соответствующие выводы: как улучшить качество образования и каким образом стоит выстраивать образовательную политику в будущем», – рассказала Светла Петрова, начальник отдела «Анализ и международные исследования» Центра оценки дошкольного и школьного образования г. София.
Павел Кузьмин рассказал об участии Москвы, как отдельного субъекта, в исследовании PISA и описал процесс подготовки материалов для оценки функциональных умений и навыков. Иностранным коллегам было интересно перенять опыт Москвы, которой удалось продемонстрировать выдающиеся результаты по уровню математической и читательской грамотности школьников и занять лидирующие позиции в мировом рейтинге – 6 место среди 72 стран-участниц исследования.
«Если Москва решила отдельно участвовать в исследовании PISA, это означает, что руководство города активно интересуется, каким образом развивается московская образовательная система в сравнении с международными критериями. Это очень серьезный подход», ­– комментирует Светла Петрова.
В 2016 году в Болгарии в силу вступил новый закон об образовании, посвященный переходу на компетентностный подход образовательной системы. Поэтому основным интересом болгарской делегации стал опыт Москвы в построении метапредметной системы образовательного процесса.
«Главная цель нашей новой образовательной системы – формирование у детей определенных компетенций. При диагностике ученик должен показать умение решать проблемы и критически мыслить в контексте реальных жизненных ситуаций. Когда традиционный закон об образовании сменился, мы встали на большой путь внедрения компетентностного подхода. Подписание документов – это только первый шаг, теперь необходимо конкретизировать закон определенными действиями, а именно – полностью переделать учебную программу, сменить процесс педагогики и формат подачи материала учителем. Поэтому для нас крайне важен обмен опытом с Москвой. Мы хотим понять, как эти практики применяются у вас и можно ли их заимствовать для нашей системы», – отметила представитель Департамента содержания дошкольного и школьного образования Министерства образования и науки Республики Болгарии Радостина Николова.
Иностранные коллеги интересовались, как формируется заработная плата и какие механизмы экономического стимулирования используются в Москве. Павел Кузьмин отметил, что в основе финансирования лежат понятные формулы, которые, в свою очередь, привязаны к результативности работы образовательной организации, всего педагогического коллектива. Ответственность каждого сотрудника школы за свой результат перед москвичами, сокращение школьных «чиновников», прозрачная система аттестации позволили значительно увеличить заработную плату педагогов. Но и требования к ним возросли.
«Очень важно формировать коллектив из педагогов, которые не только отрабатывают положенные часы, но и хотят развивать таланты детей, брать классное руководство, вести дополнительное образование, готовить ребят к олимпиадам. А самое главное - быть им интересными и полезными», – отметил Павел Кузьмин.
Представители делегации обратили внимание на хорошее оснащение зон для педагогов, приходящих на семинары и конференции в Московский центр качества образования, и условия организации рабочих мест: «Нам очень понравился ваш офис и как инновационно оборудованы кабинеты. У вас отлично организованы рабочие места для сотрудников и гостей, и мы даже немного завидуем, что у московских педагогов есть возможность работать в таких замечательных условиях».
Коллеги из Болгарии также отметили молодой кадровый состав сотрудников Московского центра качества образования и спросили директора центра о критериях отбора персонала.
«Молодежь способна оперативно улавливать новые тренды, которые необходимо использовать в образовательных практиках. В мире развиваются новые технологии и, благодаря активным инициативам моих сотрудников, нам удалось внедрить диагностику по различным предметам в формате 3D, которая теперь является одной из самых популярных в городе. Поэтому «увидеть будущее глазами молодежи» – это тот принцип, которому мы должны следовать, чтобы быть современными в постоянно меняющейся технологической конъюнктуре», – объяснил Павел Кузьмин.
Он также отметил важность использования гаджетов, в том числе, и в образовательных практиках, приведя в пример Московскую электронную школу. Павел Кузьмин посоветовал болгарским коллегам активно мотивировать учителей к использованию в образовательном процессе современных технологий.