Каршеринг Ситидрайв провёл опрос и выяснил, насколько распространена агрессия на дорогах среди водителей, а психолог сервиса Alter рассказал, как реагировать на такие ситуации.

Фото: molnet.ru

70% водителей хотя бы раз сталкивались с той или иной формой агрессии на дорогах, показал совместный опрос* Ситидрайва и команды исследований VK.

Половина опрошенных водителей** на собственном опыте испытали, что такое агрессивное вождение и физические угрозы. 46% респондентов были хотя бы раз в ситуации преследования на дороге, а 43% водителей выходили на словесный конфликт. 41% респондентов рассказали, что бывало, когда другие водители демонстрировали им неприличные жесты. К счастью, лишь одна треть опрошенных водителей встречалась с физическим воздействием на автомобиль (проколотые шины, поцарапанная краска и т. д.).

Как реагировать на агрессию других водителей рассказал психолог Мирослав Ясин, специалист психологической платформы Alter: «Сохранить самообладание в конфликтных ситуациях позволяет, в первую очередь, готовность к хамству на дорогах. Учитесь замечать зачинщика издалека по стилю вождения, заранее продумайте свои действия на случай если он спровоцирует аварию, найдите нужные контакты. Если вам нагрубили и уехали, быстрее прийти в себя поможет рационализация: спокойно объясните себе, что все позади и ничего страшного не произошло. Также полезно глубокое дыхание и переключение внимания: припаркуйтесь и посмотрите на окружающий вас пейзаж или посидите минуту с закрытыми глазами».

Конфликты на дорогах решаются водителями в основном мирным путём: 63% всех опрошенных старается игнорировать агрессивных водителей, и лишь 37% показывают своё недовольство. Враждебность на дорогах вызывает у респондентов разный спектр чувств: 32% испытывают сильное раздражение, 28% — возмущение и злость. Одна пятая от опрошенных ощущают обиду, неловкость и даже страх. А каждый десятый заявил о желании ответить обидчику тем же.

«Садиться за руль полезно с мыслью, что здесь много людей – участников движения, поэтому возможно всякое, в том числе встреча с неадекватными водителями. Известное правило «дай дорогу дураку» возникло не случайно. Не вступайте с агрессором в спор, даже мысленный – именно это ему и нужно: ввязать вас в соревнование двух гордынь, его и вашей, так что «не кормите тролля» – игнорируйте вызов. Лучшая стратегия здесь — по возможности, уйти от конфликта», — советует психолог.

Касательно причин агрессивного поведения водителей мнения расходятся: 50% считают, что такие люди изначально обладают повышенным уровнем агрессии, больше 20% верят, что это реакция на стрессовую ситуацию на дорогах. Ещё треть опрошенных считает допустимым такое поведение на дорогах: по мнению 21% респондентов, некоторые водители сами провоцируют на агрессию неумелым стилем вождения, а 11% заявили, что водители таким образом «учат» других участников движения, как вести себя за рулём.

По мнению психолога, назвать одну универсальную причину агрессии на дорогах сложно: «У разных агрессоров разные субъективные мотивы. Как правило, зачинщик считает, что водитель-жертва неправильно повёл себя на дороге – например, «подрезал», не пропустил или обогнал – и его надо наказать, проучить и «восстановить справедливость» в отношении себя самого. Буллинг может осуществляться и из хулиганства – для кого-то это развлечение, недобрая шутка с изрядной долей скрытой агрессии. В любом случае, зачинщик сфокусирован не на сути того, что происходит, а на себе: он стремится удовлетворить некую внутреннюю потребность, и ситуация на дороге – лишь повод».

* В исследовании приняли участие 1200 респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ.
** Вопрос с множественным вариантом ответа.