Если вы поняли, что ваш чемодан потерян, первым делом надо пожаловаться представителю той авиакомпании, рейсом которой вы летели, или сотруднику стойки розыска багажа, которая есть в любом международном аэропорту и, как правило, обозначена надписью «Lost & Found».

Лента транспортера уже остановилась, все чемоданы на ней разобрали, а ваш багаж так и не приехал. Что делать?

1. Если вы поняли, что ваш чемодан потерян, первым делом надо пожаловаться представителю той авиакомпании, рейсом которой вы летели, или сотруднику стойки розыска багажа, которая есть в любом международном аэропорту и, как правило, обозначена надписью «Lost & Found». Здесь вас попросят предъявить отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку авиабилета, после чего предложат заполнить акт розыска багажа. В нем нужно описать приметы чемодана или сумки: вид, размер, цвет, материал, наличие или отсутствие колесиков и ручек. Документ составляется в двух экземплярах – один направляют руководству авиакомпании, второй вы оставляете себе. Так же вам должны выдать распечатку с номером заявки на розыск.

2. Почти все международные авиакомпании подключены к системе всемирного поиска багажа. Поэтому составленный вами акт тут же заносится в общую компьютерную базу поиска, где автоматически происходит сверка данных на утерянный и найденный багаж. Как только система обнаруживает соответствия и показывает, где находится потерянный багаж, сотрудник «Lost & Found» уточняет, сколько времени надо на его доставку и сообщает это вам. Чаще всего, багаж присылают ближайшим авиарейсом.

3. Как правило, багаж находится в течение нескольких дней (к утере багажа на территории РФ применяются положения главы 19 Федеральных авиационных правил, в ред. 2012 г.). Если за пять дней с момента составления акта розыска чемодан не обнаружат, вам предложат составить подробный список того, что было в чемодане. Его также внесут в общую систему поиска, и в 99% случаев багаж все же отыщут. Если спустя три недели ваши вещи так и не найдут, багаж признают утерянным или украденным.

4. Чаще всего чемодан или сумку теряют из-за того, что оторвалась бирка, которая крепится при регистрации на рейс в аэропорту. В этом случае определить, на какой самолет чемодан должен быть погружен невозможно, и багаж передается в «Lost & Found». Сложнее, если багаж потерялся при перелете с несколькими пересадками или на разных авиакомпаниях. Случается, что ошибся грузчик. Самый пессимистичный вариант – если ваш чемодан попросту украли.

5. Если вы оказались в чужой стране, не имея при себе ни смены одежды, ни зубной щетки – попросите помощи у вашей авиакомпании. По закону, авиаперевозчик не обязан оплачивать пассажиру покупку вещей первой необходимости, но на деле представители большинства компаний в таких ситуациях пойдут вам на встречу, чтобы не портить репутацию фирмы. Самые надежные авиакомпании предлагают деньги на такие покупки сразу – как правило, это сумма около 250 долларов. Но большинство авиакомпаний рассчитывается после нахождения багажа. Для получения потраченных вами денег задним числом нужно представить представителю компании чеки на покупки, сделанные в первый день после составления акта о потере багажа. При этом стоимость купленной одежды компенсируется лишь наполовину.

6. Если в течение 21 дня ваш багаж так и не найден, авиакомпания обязана возместить вам материальный ущерб. Варшавская конвенция и Гаагский протокол, которые регулируют механизм компенсации за утерю и задержку багажа, имеют преимущество над местными законами в отношении международных перевозок.

Компенсация за полностью утраченный багаж рассчитывается по принципу 20 долларов за 1 кг веса. Общий вес определяется по багажному талону, который обычно крепится на авиабилете. Если чемодан по каким-либо причинам не взвесили, его вес оценивается в 35 кг. Компенсации также выплачиваются и за утерянный багаж, провозимый в салоне самолета – 400 долларов вне зависимости от веса. По тем же тарифам оплачивается поврежденный багаж. В правилах авиаперевозчика пассажирам рекомендуется перевозить документы, деньги, хрупкие и ценные в ручной клади. Большинство авиакомпаний заранее предупреждает, что не несет ответственности за потерю и порчу этих вещей.

7. Если вы согласны с тем, что 1 кг ваших вещей стоил 20 долларов, то можете взять деньги и забыть о происшедшем. Если же вы везли с собой пальто от Chanel и сапожки от Christian Louboutin, то вряд ли вас удовлетворит подобная сумма. В этом случае нужно подать авиакомпании претензию, указав в сопроводительном письме, что вы изрядно огорчены тем, что вашу кофточку стоимостью в полторы тысячи долларов не просто потеряли, но и выплатили за нее меньше, чем стоит одна пуговица. Подавая претензию, главное – уложиться в установленные сроки:

  • при потере багажа претензия подается в течение 18 месяцев;
  • при выдаче испорченного багажа сразу после полета направить претензию нужно не позднее 7 дней с момента получения вещей;
  • если искореженный чемодан вам привезли домой или в офис, или же вам пришлось самому ехать за ним в аэропорт спустя несколько дней после полета - срок увеличивается до 21 дня с момента получения багажа.

Если вам повезет полюбовно договориться с авиакомпанией, можно получить в качестве компенсации до 5 тысяч долларов. Если нет - авиаперевозчик должен отказать вам письменно. С этим отказом, а также экземпляром претензии можно смело идти в суд. Подать иск можно в течение двух лет с того дня, когда багаж должен был прибыть в аэропорт назначения. По словам юристов, чаще всего судьи становятся на сторону пассажира. Ведь они иногда тоже летают на самолетах…