Будут показаны картины прославленных мастеров, среди которых Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский и Николай Рерих. Кроме того, на выставке будут экспонироваться работы советских нонконформистов.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и аукционный дом Sotheby's представляют уникальную выставку избранных работ художников XIX и XX вв. Выставка пройдет 28 (11:00–21:00) и 29 октября (11:00–14:00) в Музее архитектуры, где будут показаны картины прославленных мастеров, среди которых Кузьма Петров-Водкин, Петр Кончаловский и Николай Рерих. Кроме того, на выставке будут экспонироваться работы советских нонконформистов из известной частной коллекции – аукцион советского неофициального искусства состоится 1 декабря, на следующий день после торгов русской живописи.

Назначенные на ноябрь русские торги в Лондоне планируют повторить успех прошлогодних аукционов Sotheby's, которые принесли в общей сложности $19,3 млн (это больше, чем сумма, которую показали все остальные лондонские аукционные дома, специализирующиеся на русском искусстве, вместе взятые); в 2020 году выручка русских торгов Sotheby's составила
$40 млн.

В последний раз предаукционная выставка Sotheby's проходила в Москве в 2019 году,
а в сентябре текущего года Sotheby's провел первую в истории московскую выставку-продажу русского и западного искусства. Проведение предстоящей выставки стало возможным благодаря поддержке Музея архитектуры и Газпромбанка.

Топ-лотом торгов и центральным экспонатом выставки станет «Натюрморт с яблоками» кисти Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт: £2 500 000–3 500 000). Созданная одним из ярчайших представителей русского искусства начала XX века, эта картина знаменует собой важный этап на творческом пути художника и стоит на пороге той самой сферической перспективы, которая впоследствии станет отличительной чертой творчества Петрова-Водкина. 

Это был первый натюрморт, в котором можно проследить будущие поиски художника в области пространственных построений. Столешница круглого столика несколько опрокинута влево, она подчинена вертикали луча зрения, взятого в небольшом ракурсе. Яблоки почти в невесомости «парят» над столешницей, сила отталкивания здесь сильнее силы земного притяжения, иначе не объяснить, как они не скатились с наклонной поверхности стола. Рисунок на втором плане
с головой коня – это ещё одна точка зрения на натюрморт – художник умел бесшовно соединять несколько точек зрения в своих работах. «Яблоки» предварили все будущие натюрморты мастера 1920-х годов, обозначив основные направления его находок.

 

Летом 1912 года Петров-Водкин с женой гостил в имении генерала Петра Грекова на хуторе Мишкина Пристань Царицынского уезда (тогда Саратовской губернии) по приглашению дочери генерала Наталии, которая училась в эти годы у Кузьмы Сергеевича в художественной школе Елизаветы Званцевой в Санкт-Петербурге. В этом имении и были выполнены эскизы, этюды
и первый вариант знаменитого «Купания красного коня», для которого позировал генеральский конь Мальчик, а всадником стал двоюродный брат художника Александр Трофимов.
В генеральском саду, обеспеченном прекрасным поливом из речки Иловли (левый приток Дона), яблоки были, как их описывал в письме к матери художник, «величиною с арбуз». Именно эти яблоки из грековского сада стали «натурщиками» для натюрморта.

«Натюрморт с яблоками» был среди девяти работ художника, показанных на Балтийской выставке в Мальмё (1914 г.), наряду с картиной «Купание красного коня». В середине 1960-х представленный натюрморт приобрел советский скульптор и бывший ученик Петрова-Водкина Борис Евсеевич Каплянский; полотно участвовало в выставках в Москве (1966 г.) и Ленинграде (1969 г.).

Также на выставке будет показан «Натюрморт с чайником и подносом», Петра Кончаловского
в 1910–1912 гг. (эстимейт: £280 000–350 000). В начале 1910-х годов Кончаловский, находившийся под влиянием творчества постимпрессионистов и фовистов, обратился к жанру натюрморта, однако свои сюжеты он сдабривал изделиями русского народного промысла. Мастерски сочетая композицию и палитру Сезанна с подчеркнуто русскими предметами, Кончаловский смог наладить диалог между современным ему западным искусством
и славянскими традициями. 

Представленный натюрморт происходит из коллекции семьи Александра Шика. Получивший юридическое образование сын богатого торговца Шик был заметной фигурой в культурной жизни Москвы 1910-х годов. До отъезда из России он успел собрать обширную коллекцию работ русских художников, среди которых такие имена, как Шагал, Кончаловский, Лентулов, Нестеров, Судейкин и Бенуа. Из скрупулезных записей Шика мы знаем, что настоящая картина, обозначенная им как «Nature Morte No.19», была куплена на благотворительном аукционе
в Москве в 1917 году. «Натюрморт с чайником и подносом» – одно из 30 произведений, которые коллекционер сумел после Октябрьской революции вывезти из Советской России – через Ригу
и Берлин – в Париж, где его семья обосновалась в 1933 году и где сам Шик вел в эмигрантской среде активную общественную деятельность. На дошедшей до наших дней черно-белой фотографии его квартиры видно, что «Натюрморт с чайником и подносом» висел на стене вместе с другими картинами из собрания коллекционера. 

Еще одним украшением московской выставки станет картина Николая Рериха «Горница
в тереме Садко», созданная художником к не случившейся постановке Сергея Дягилева
и Томаса Бичема (эстимейт: £40 000–60 000). В 1920 году опера Римского-Корсакова должна была идти в одном из театров лондонского Ковент-Гардена, но до премьеры дело так
и не дошло.  Холст Рериха иллюстрирует третью картину из либретто, в которой ранним утром Любава Буслаевна, жена былинного новгородского гусляра, дожидается мужа, стоя у окна светлицы.

Большое количество театральных эскизов Николая Рериха, которые входят в музейные
и частные коллекции и появляются на международных аукционах, свидетельствует о живом интересе к ним у современного зрителя. Московский оперный режиссер Дмитрий Черняков также использовал эскизы Рериха для своей версии «Садко» – премьера состоялась в Большом театре в феврале 2020 года.