В рамках ландшафтного форума «Городской парк» в Москомархитектуре прошел круглый стол «Комфорт городских открытых пространств» с участием представителей власти, экспертов и проектировщиков.

В рамках ландшафтного форума «Городской парк» в Москомархитектуре прошел круглый стол «Комфорт городских открытых пространств» с участием представителей власти, экспертов и проектировщиков.
Этим летом столицу ожидают масштабные работы по благоустройству — новый этап программы «Моя улица» охватит 186 улиц, парков и зон отдыха. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, расходы на благоустройство города — далеко не второстепенная задача. Благоустройство и создание комфортных уличных пространств Собянин назвал одним из главных направлений работы городских властей.
Программа «Моя улица» стала символом смены урбанистической идеологии. Вплоть до недавнего времени понимание роли улиц в структуре города опиралось на концепции 1960-х годов и сводилось к транспортной функции. Соответственным образом решались и их проблемы — за счет зеленых насаждений расширялось дорожное полотно, уменьшалось количество светофоров и пешеходных переходов. Теперь появилась обратная задача — сделать московские улицы узнаваемыми, безопасными и комфортными, прежде всего, для пешеходов. Назрела и необходимость обновления инженерных систем.

«Тема работы с пространством города как со средой, где находится человек, сегодня приобрела совершенно иной масштаб, чем это было в недавнем прошлом, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Дискуссии, которые ведутся на международном уровне, и темы, которые дают кураторы нынешней Венецианской биеннале, это уже не вопрос дизайна зданий, архитектуры фасадов, форм, стилистики, а это уже история о роли города в жизни человека».
В нынешнем году к благоустройству улиц, парков, подходов к станциям метро и мест отдыха у воды добавится ряд новых точек — территории, прилегающие к МКЖД и места снесённых объектов самостроя, где планируется создать новые городские площади.
«Благодаря политике мэра Собянина Москва переживает „благоустроительный“ бум. Столица традиционно много строила, но вот благоустройством в таких масштабах мы занимаемся впервые, — отмечает Сергей Кузнецов. — Ни один строительный проект не обходится без масштабного развития территорий вокруг. Из свежих примеров могу назвать комплекс „Лужники“, который сейчас активно готовится к приему Чемпионата мира 2018 года. Кроме изначально запланированной реконструкции Большой спортивной арены, по поручению мэра делается масштабное благоустройство прилегающей территории. И все подобные площадки мы уже развиваем как единую систему ландшафтного дизайна и архитектуры».
В этом году на улицах Москвы начнут тестировать разработанные КБ «Стрелка» по заказу столичного департамента капремонта методические руководства по благоустройству улиц. Всего их четыре книги: как рассказал партнер КБ Алексей Муратов, это «Проектный кодекс», «Каталог элементов благоустройства», «Каталог типовых решений» и «Руководство по реализации мероприятий по благоустройству».
Алексей Муратов: «Книга 1 определяет типы улиц и дает адресный перечень. Книга 3 дает рекомендации по функционально-планировочным зонам и объемно-пространственным решениям, и а также оснащению, деталям и функциональным узлам. Книга 2 содержит паспорта элементов благоустройства, где определяется ценовая категория, материалы, геометрия и технические характеристики».
Данная работа — это не технические стандарты, как СНиПы и ГОСТы, с минимальным набором требований к улицам, касающимся безопасности, доступности или санитарии, подчеркнул Муратов. Если опираться только на них, невозможно сделать современный город удобным и красивым. Эту задачу решают различные методические рекомендации или некие типовые решения, родственные увражам XVIII-XIX веков, которые помогут проектировщикам сориентироваться и выбрать правильное решение.

Три с лишним тысячи московских улиц, которые войдут в программу «Моя улица», разработчики КБ «Стрелка» разделили по десяти типам. Для каждого были определены проблемы и пути их решения. К примеру, для самых узких и спокойных улиц городского центра проблемой является «эффект теплового острова» из-за отсутствия озеленения и впитывающих поверхностей, а также ограниченная ширина тротуара и недостаточное количество автостоянок. Для улиц-бульваров, как, например, Сиреневый бульвар или улица Гарибальди, проблема состоит в нерациональном расположении насаждений, высоком травматизме при переходе проезжей части, нехватки пешеходных переходов.
Стандарты трактуют улицу не с позиции транспорта, а как общественное пространство, а также ставят во главу угла преимущество «самых слабых». Базовые вещи, как комфорт, экологичность, безопасность при проектировании должны сочетаться с такими категориям, как идентичность и разнообразие. «В целом Стандарт позволяет снизить сроки проектирования, улучшить и централизовать закупку элементов благоустройства и уменьшить эксплуатационные издержки», — заключил Алексей Муратов.
«Для меня ключевая фраза — что это документ рекомендательный, который позволяет оценить подходы к проектированию, то есть качество среды, — отметила зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук. — Я бы рекомендовала его для городского заказчика. Мне кажется, особенно важен элемент идентичности — это та самая архитектурная составляющая, о которой мы все время говорим. То есть, стандарты не отменяют реального проектирования и не заставляют делать все под одну гребенку». Впрочем, тут все также упирается в вопрос профессионализма, в том числе городского заказчика, в то, насколько качественно он будет воспринимать документ, добавила Татьяна Гук.
«Вопросы комфорта среды носят сегодня междисциплинарный характер, — говорит Сергей Кузнецов. — Можно призвать людей, занимающихся средой и ландшафтным дизайном, глубже погружаться в архитектуру зданий, а архитекторов — больше интересоваться благоустройством. То же можно сказать и о ВДНХ, например, которая будет темой нашего павильона на предстоящей Биеннале. Мы говорим про архитектуру, но понимаем, что территория, которая является полем для ее размещения, приобретает сейчас ключевое значение. Аспекты проектирования среды и зданий настолько смешались, что все это мы рассматриваем как единое пространство и вовлечение человека в его использование».