Здание фабрики-кухни является памятником архитектуры, построенным в стиле конструктивизма в 1930-х годах.

Трехэтажное здание фабрики-кухни завода "Динамо" на улице Ленинская Слобода признано объектом культурного наследия регионального значения.

Здание фабрики-кухни является памятником архитектуры, построенным в стиле конструктивизма в 1930-х годах. 

Когда-то здесь готовили до 15 тысяч обедов в сутки, чтобы накормить ими заводских рабочих, трудившихся в три смены. В здании также располагалась кулинария, где можно было перекусить или купить различные полуфабрикаты.

«Идея построить большую столовую на Ленинской Слободе возникла в 1932 году, когда здесь был выстроен главный корпус электромеханического завода “Динамо”. Это было крупнейшее производство, где создавали генераторы, электродвигатели для поездов, трамваев, троллейбусов и другое электрооборудование. Фабрика-кухня должна была стать одним из символов “нового быта” рабочих. Особую ценность представляет конструктивистский стиль данного памятника: здание формирует историческую среду и является ее неотъемлемым элементом», — отметил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Здание было построено по проекту специалистов Архитектурно-строительного института (АСИ) в 1935 году. Просторные, светлые помещения обеденных залов были созданы как бы в противопоставление тесным коммунальным кухням с чадящими керосиновыми примусами. Заводская столовая завода «Динамо» была разделена на две части — западную и восточную, с отдельными входами, выходами и гардеробными.

Вход в западную, меньшую по размеру, часть здания, располагался со стороны улицы Ленинская Слобода. На втором этаже располагались административные помещения — кабинеты дирекции фабрики-кухни и бухгалтерия, кроме того, тут находился зал так называемого диетпитания, где подавались только диетические блюда. На третьем этаже располагались обеденные залы и терраса для посетителей. По-видимому, в теплое время года заводские сотрудники могли обедать под открытым небом.

 

В восточную часть здания можно было попасть со двора. В подвалах с этой стороны фабрики-кухни располагались складские помещения для хранения продуктов и душевые. На первом этаже, кроме гардероба, входов и выходов для посетителей, были размещены служебные и подсобные помещения, цеха для обработки продуктов, холодильники. Второй этаж этого блока был практически полностью отдан под производство — здесь находились кондитерские, варочные, плитно-соусные и другие цеха, где повара готовили обеды в промышленных масштабах. На этом уровне находилась и кулинария. Третий этаж также состоял из обеденных залов.

«Движение посетителей в здании было организовано таким образом, чтобы потоки входящих и выходящих людей не пересекались. Для этого проектировщики организовали отдельные входы, выходы и парные лестницы. Такой подход, можно сказать, конвейерный или фабричный, характерная черта конструктивизма времен НЭПа. Фасады здания до сих пор сохраняют оригинальный облик — скругленные стены, широкие прямоугольные оконные проемы словно прорезающие плоскости стен, которые отделаны штукатуркой с мраморной крошкой», — продолжил Алексей Емельянов.  

Теперь здание на улице Ленинская Слобода находится под охраной государства. Его нельзя сносить, а владельцы и арендаторы не имеют права проводить в работы, изменяющие облик объекта. Они обязаны сообщать в Департамент культурного наследия обо всех повреждениях и авариях в нем. Сегодня бывшая фабрика-кухня, расположенная вблизи станции метро «Автозаводская», используется под магазины, офисы, кафе и рестораны. Первоначальная планировка была утрачена, а парные лестницы — разобраны.

История электромеханического завода в этом месте начинается с конца XIX века. Изначально здесь располагалось мелкосерийное производство бельгийского акционерного общества «Центральное электрическое общество в Москве», здесь собирали электроподъемные механизмы иностранных фирм. В 1913 году завод переименовали в «Русское электрическое сообщество "Динамо”», а после революции — национализировали. В 1930-х годах производство было полностью обновлено и расширено. В 1932 году здесь начали выпускать первые в СССР тяговые двигатели для электровозов, а в дальнейшем занялись производством собственных электровозов. В 1935 году он стал называться Московским электромашиностроительным заводом имени С.М. Кирова. Во время Великой Отечественной войны здесь было организовано оборонное производство. Уже в мирное время, во второй половине XX века, завод вновь занялся выпуском электромоторов для общественного и грузового транспорта. В 90-х годах здания завода были приватизированы Акционерной электротехнической компанией «Динамо». В настоящее время большинство помещений сдается в аренду.