К Дню Победы в Великой Отечественной войне в Белокаменном подклете Старого Английского двора открылась выставка, посвященная Евгению Викторовичу Вучетичу – великому русскому скульптору.

19 апреля, к Дню Победы в Великой Отечественной войне в Белокаменном подклете Старого Английского двора открылась выставка "СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА", посвященная Евгению Викторовичу Вучетичу, великому русскому скульптору, чья роль в искусстве сопоставима с ролью Микеланджело, Родена и греческих мастеров классической древности.

Парк "Зарядье" совместно с Музейным объединением "Манеж" Музеем-заповедником "Сталинградская битва", Музеем архитектуры имени А.В.Щусева, Студией военных художников им. М.Б.Грекова и телеграм-каналом "Русский стиль" при поддержке внука скульптора – Евгения Викторовича Вучетича открывает новую главу проекта #Подклет – выставку "СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА".

Выставка-посвящение Е.В.Вучетичу, который в своем творчестве обозначил пределы и горизонты развития скульптуры как жанра в XX веке. Скульптура Вучетича собирает и фиксирует в себе пространство и материю, движение и эмоцию, наделяя художественную форму психофизикой самой жизни. Произведения мастера не просто взаимодействуют с архитектурой, они выстраивают пространство вокруг себя, создают художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Период проведения: 19 апреля 2023 – 11 июня 2023

Организаторы: парк "Зарядье", Музейное объединение "Манеж", Музей-заповедник "Сталинградская битва" Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Студия военных художников им М.Б.Грекова и телеграм-канал "Русский стиль". При поддержке внука скульптора – Евгения Викторовича Вучетича.

12-я глава проекта #ПОДКЛЕТ – это рассказ про скульптуру как столкновение грубых материальных масс, про материю творчества и инженерное искусство. Евгений Викторович Вучетич смотрел на скульптуру как на синергию технологии и эстетики, как на новое достижение научной мысли. В его работах мы почти не встречаем образа врага, но всегда его работы представляют собой формулу усилия и преодоления человеком сопротивления материала.

"Подобно великим мастерам Ренессанса Вучетич много экспериментирует с конструкциями и материалами. Он не просто лепит форму, следуя классической логике искусства пластики, но раздвигает его рамки и объединяет скульптуру и инженерную мысль. Вучетич одним из первых соединяет в своих произведениях художественное пространство и реальный вещественный мир. Он интегрирует настоящие боевые машины и самолёты в пластическое пространство памятника. И в этом столкновении двух разных миров рождается пронзительная убедительность его произведений" – говорит куратор выставки, куратор проектов "Русский стиль" и "После иконы", художник Антон Беликов.

Основной предмет выставки – эскиз скульптуры "Перекуем мечи на орала"
из фондов Музейного объединения "Манеж". Символ – сгибаемый меч – метафора материи, подвластной человеку. Видео-арт, созданный художником и оформителем выставки Никитой Лукинским, становится частью экспозиции одной скульптуры. На зеркальных экранах – инновации инженерных решений Вучетича, пластическая материя и форма его работ.

В мультимедийной части экспозиции можно увидеть, как традиции античной скульптуры получили свое продолжение в искусстве XX века. С античного времени скульптура стремится одновременно к двум целям: к красоте и выразительности. Но, как отмечал еще Платон, скульптуры молчат. Евгений Вучетич, посвятивший свою жизнь штурму границ, попытался заставить свою скульптуру кричать. Выразительность крика подходит вплотную к границе, разделяющей прекрасное и ужасающее. Мощно вылепленная форма женской головы с правильными, красивыми чертами нарушается провалом раскрытого в крике рта, и мы понимаем, что этот властный призыв Родины вечен, а безмолвие – лишь знак нашей собственной глухоты.

На интерактивных панелях можно увидеть историю жизни Евгения Вучетича и судьбу его работ – Мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы", Монумента павшим в боях за Берлин советским воинам на военном мемориале в Трептов-парке в Берлине, горельефа в Центральном павильоне на ВДНХ "Знаменосцу мира, советскому народу – слава!" и многих других, а на экране – созданный авторским коллективом выставки документальный фильм, в который вошли интервью с внуком скульптора, видео с макетами и эскизами его работ. А также рассказ о том, как нереализованные работы мастера оживают в XXI веке.