«Во время вечерней экскурсии по дому можно будет узнать о том, как он менялся за свою долгую жизнь, увидеть все его потайные уголки. А завершится экскурсия прогулкой по внутреннему дворику особняка», - старший научный сотрудник Дома-музея Ермоловой.

Фото: Кабинет Ермоловой. Фото К. Фишера, 1890-е гг.

20 мая в Доме-музее М.Н. Ермоловой состоится одно из самых ярких культурных событий года, сообщает отдел по связям с общественностью ФГБУК ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.

Экскурсия, которую проведут научные сотрудники Бахрушинского театрального музея в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев», позволит узнать тайны старинного особняка Ермоловой и секреты самой Марии Николаевны, которую Константин Станиславский называл величайшей актрисой.

Особняк, которому в этом году исполняется 250 лет, был построен на Тверском бульваре в 1773 году. Он сменил немало хозяев, включая масонов: по слухам, именно в этом, одном из немногих московских зданий, переживших пожар 1812 года, проходили их встречи. Имя первого владельца дома до сих пор остается неизвестным, а предпоследний хозяин в 1889 году продал его вместе с обстановкой Марии Ермоловой и ее мужу, известному московскому юристу Николаю Шубинскому. Супруги привезли в свое новое жилище только обширную библиотеку и рояль.

На Тверской бульвар, 11 Ермолова и Шубинский переехали, состоя уже в исключительно формальных, а не настоящих супружеских отношениях: через несколько лет благополучного, казалось бы, брака, заключенного в 1874 году, отношения между ними разладились. В тридцать лет Мария Николаевна влюбилась в профессора медицинского факультета Московского университета Константина Павлинова, у Николая Петровича тоже появились связи на стороне. Вместе Ермолова и Шубинский оставались ради единственной дочери Маргариты. В советское время именно она стала первой хранительницей музея матери, и поэтому Маргарите Николаевне позволили жить в легендарном, но уже порядочно «уплотненном» особняке.

Мы могли бы узнать немало тайн и потрясающих историй из жизни великой актрисы – помимо тех, что остались в мемуарах ее современников. Но в 1917 году, во время революционных беспорядков в Москве, когда на Тверском бульваре гремела стрельба, вооруженные люди врывались в дома и бесчинствовали там, а в ее гримерке в Малом театре устроили погром, Мария Николаевна сожгла все свои дневники в камине легендарного особняка. Через год ее муж эмигрировал за границу, оставив супругу в Москве.