Участникам программы реновации гарантируются квартиры с чистовой отделкой комфорт-класса, не требующей проведения дополнительных ремонтных работ. Но всегда ли так и происходит на практике? Как добиться соблюдения своих прав при переселении в новый дом? На что нужно обратить внимание?
Содержание
ФОТО: Сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Варианты на выбор↑
Поскольку переселение проводится по договору мены, в рамках которого условия сделки должны устраивать обе стороны, переезжающие жильцы имеют право отвергать варианты, которые их не устраивают. Но аргументированно. По закону о реновации выбор жильцов не ограничивается тремя или каким-либо еще количеством вариантов. При грамотной подаче возражений по качеству по каждому дому можно получить на выбор и 5, и 6, и 7 вариантов – пока не подойдет.
Инструкция по приемке квартиры↑
Когда новый дом полностью готов, департамент городского имущества присылает переселяемым жильцам письмо с предложением новой квартиры (лично в руки или по почте). Если письмо по какой-то причине не пришло, его можно получить в центре информирования по переселению вашего дома. Он начинает работать в день начала переселения. Там же выдают ордер на осмотр и ключи.
На практике внутреннее оснащение и отделка новых квартир порой оставляют желать лучшего. Но непрофессионалу определить наличие дефектов сложно. Вариант, который потребует денег, – заказать независимую экспертизу ремонта. Можно пригласить на осмотр жилья знакомого, который разбирается в технических тонкостях ремонта и отделки.
Права ↑
- Собственникам и нанимателям квартир в домах, включенных в программу реновации, предоставляются равнозначные квартиры.
- По закону о реновации нет никаких «трех вариантов» предлагаемых квартир. Это заблуждение. Можно выбирать, пока не подойдет (при условии грамотной аргументации).
- Переселение происходит по договору мены, в рамках договора условия сделки должны устраивать обе стороны.
Как обнаружить недоделки самому↑
Если сведущих в ремонте знакомых у вас нет, при осмотре квартиры желательно иметь при себе три вещи: блокнот для записей, телефон (чтобы вести фото- и видеофиксацию) и рулетку (чтобы проверить соответствие фактического метража указанному в документах).
- При осмотре провести фото- и видефиксацию состояния увиденного. Взять диктофон, измерительные приборы (даже простую рулетку), фонарик, бумагу для записей. Пройдитесь тщательно по напольному покрытию: если покрытие под ногами «гуляет», значит, его застелили с нарушением технологии, в первый же сезон такие полы «вздуются» от проветриваний и отопления.
- В квартире проверить соответствие ее реального метража указанному в документах.
- Проверить работу инженерных систем (электрика, канализация, вентиляция), оконных блоков (плотность прижимания створок), межкомнатных дверей по уровню (закройте каждую, посмотрите, есть ли зазоры между косяком и полотном по всей линии – от низа до верха. Если да, это дефект. Со временем такая дверь перекосится еще больше и перестанет закрываться).
- Проверьте работу выключателей и розеток: попробуйте подключить телефон на подзарядку.
- Проверить состояние общемодомового имущества и здания. Каждый собственник имеет долю в праве собственности на общедомовое имущество.
- Проверить состоянию несущих конструкций: фундамент, колонны, ригели, несущие балки. Есть ли трещины, подтопление. Можно пообщаться с жильцами других квартир в этом доме (если он уже отчасти заселен), поинтересоваться, сталкивались ли они с какими-то проблемами. Ведь последствия некоторых нарушений хорошо проявляются только в процессе эксплуатации жилья. Например, плохая звукоизоляция, появление плесени в ванной от перепада температур и влажности, неприятные запахи из-за некачественной системы вентиляции.
- Оценить работу каждого лифта.
- Оценить общее состояние подъезда.
- Лично в ДГИ представить результаты осмотра квартиры и дома, которые оформляются в виде акта с приложением фото и описания выявленных дефектов.
- При осмотре представитель города отсутствует.
- Акты сдачи-приемки не составляются. От москвичей требуется поставить лишь подпись напротив «согласен» или «не согласен». Несогласие надо аргументировать (см. пункты выше).
Кому предъявлять претензии↑
Если вы обнаружили недоработки, в этот же день обратитесь в управляющую компанию (УК). Она обязана разобраться с проблемой в соответствующие сроки (от семи дней и более – зависит от масштаба дефектов). Владелец квартиры не должен ничего платить за устранение недоделок.
Затем инициируется осмотр жилья с участием представителя УК и генподрядчика, составляется акт, где фиксируются замечания. После устранения недостатков снова проводится осмотр в том же составе (переселенец и уполномоченные лица), оформляется акт об отсутствии замечаний.
Подписание договора↑
Если после осмотра вы довольны квартирой и состоянием ремонта, подписываете акт об отсутствии замечаний с представителем управляющей компании. Следующий шаг – подписание договора мены. При сделке по такому сложному и высокоценному недвижимому имуществу от граждан требуется поставить лишь подпись напротив «согласен» или «не согласен». Необходимо не просто «поставить галочку», но оптимально представить ДГИ результаты осмотра, которые оформляются в виде акта с приложением фото и описания выявленных дефектов (и не забудьте добиться, чтобы на копии переданного акта поставили отметку). Отнести документы лучше лично, не надеясь на добросовестную работу почты. К тому же, это намного быстрее.
Есть список документов, которые необходимы при составлении заявления на согласие:
- Заявление с подписью всех зарегистрированных в старой квартире;
- Паспорта жильцов;
- Свидетельства о рождении детей;
- Документы на правообладание старым жильем.
Регистрация права собственности ↑
Недостатки после переселения↑
Если вы обнаружили недоделки уже после переселения, отчаиваться не стоит. Срок обращения в управляющую компанию с претензией по дефектам составляет два года с момента ввода жилого объекта в эксплуатацию. В претензии нужно описать найденные проблемы, приложить фото/видеоматериалы, указать свои требования (безвозмездно устранить недоделки либо компенсировать расходы на ремонт, если планируете провести его самостоятельно). Также укажите сроки: для рассмотрения непосредственно претензии и для устранения недостатков.
Предоставить претензию юрист рекомендует заказным письмом с уведомлением. Если УК проигнорирует ваш запрос, у вас будет свидетельство, что вы действительно его направляли. В этом случае или при отказе УК исправить недостатки доказательства пригодятся для суда.
Когда необходимо подавать в суд↑
В суд можно подать при отказе или игнорировании вашей претензии, а также в случае, если дефекты проявились спустя более двух лет после заселения. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности, в течение которого можно подать иск в суд, составляет три года с момента обнаружения вами нарушения ваших прав. В данном случае нарушением прав считается момент выявления вами недостатков.
Для суда нужно составить исковое заявление, приложить к нему документы на жилое помещение, копии ваших претензий и ответов по ним (если есть). В иске полностью пропишите обстоятельства, факт и время обнаружения вами недостатков, а также требования к ответчику – безвозмездное устранение либо компенсацию за ремонт. У вас как истца должны быть доказательства наличия недоделок – фото или видео. Если до суда вы провели за свой счет независимое обследование ремонта, оценку материального ущерба (если он имел место) и/или морального вреда (тут лучше обратиться за помощью к юристу), можете приложить к иску просьбу взыскать с ответчика соответствующие суммы.
Будьте готовы к тому, что обычной практикой является попытка другой стороны оспорить претензии истца в суде, якобы недостатки произошли не по их вине, а в силу нормального износа, недобросовестной эксплуатации жилья или даже природных факторов. Вероятно, сторона ответчика подаст ходатайство об экспертизе. Можете отнестись к этому спокойно: поскольку суд возлагает расходы по оплате экспертизы, как правило, на того, кто о ней просит, то в этом случае оценка будет проводиться не за ваш счет.