С 23 ноября по 2 декабря в Большом зале МГХПА им. С. Г. Строганова в САО пройдет выставка работ Павла Никифорова.
Выпускника Строгановки Павла Никифорова называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным и уж тем более успешным художником. Он, казалось, и не искал адекватной оценки своих работ — его целью было выразить себя по максимуму: с предельной искренностью и на пределе своих креативных возможностей.





Павел отказался от холста и от многих приемов традиционной живописи, вернувшись в определенной степени к ее иконописным истокам; на протяжении всей своей жизни он обращался к традиционным христианским сюжетам, преобразуя их по-своему, т. е. максимально абстрактно («Троица», «Крест животворящий», «Над миром», «Свеча»).
Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы («Знак Святого духа», «Ветка Вселенной», «Человек-галактика», «Над миром», «Окно Земли»). При этом автор отрицает цветовую гамму, а рожденные в его голове образы напоминают скорее не живопись, а графику или наскальные рисунки — предельно скупые и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал, или скорее оттенял лессировкой.





Вторую серию составляют не столь статичные, более экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой: от «Реквиема» и «Музыканта», «Струн Паганини» и «Трио» до «Весны священной. Стравинский». При этом одна из наиболее заметных картин этой серии — «Нота» — монохромна: белый цвет символизирует предельную и труднодостижимую чистоту звука.
Среди современников Павла Никифорова не могло не найтись тех, кто сделал попытку прочитать устремленный в будущее мессидж художника. Это такие известные коллекционеры и меценаты, как Ника Щербакова, бывший посол Франции в России Пьер Морель, коллекционеры и галеристы Сурен Меликян и Марина Зандман. Их заинтересованность поддерживала Никифорова как в материальном, так и в духовном плане: и в том, и в другом он нуждался в одинаковой степени. Впрочем, он мог бы, кажется, творить и в полном вакууме, по крайней мере — социальном вакууме: Павел Никифоров являет собой пример абсолютной самодостаточности.





В самом общем виде можно утверждать, что максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее.
Ограниченность художественного наследия Павла Никифорова делает каждое его произведение поистине бесценным раритетом. П. И. Никифоров — художник, которого мировое художественное сообщество еще не оценило в должной степени. Его творчество — мост, перекинутый из века XX в. век XXI.





75-летие со дня рождения художника-философа Павла Ивановича Никифорова московская галерея «АСТИ» отмечает одновременно со своим 25-летием: галерея открылась выставкой П. Никифорова в 1991 году и три года была его прижизненным музеем, где одна экспозиция его работ следовала за другой.
«Возвращение в Alma mater» открывает серию выставочных проектов, посвященных юбилею художника и презентации альбома «Павел Никифоров. Максимализм минимализма».
Из статьи куратора выставки
Натэллы Войскунской