Фото: icmos.ru
Регулирование закупочных процедур необходимо выводить на новый технологический уровень, заявил на Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес: управление и диалог в государственных закупках» руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.
«Динамика изменений с учетом применения новых технологий на рынке закупок столицы очень высокая. Необходимо выстраивать на их базе диалог между заказчиком и поставщиком, выявлять и применять успешные практики, которые создают пространство доверия между участниками закупочного процесса. Это позволяет всем сторонам получать нужный результат высокого качества. В основе всего - создание прозрачных инструментов доступа к закупкам и внедрение цифровых технологий», - сказал Г.Дёгтев.
Стандартизация закупок является одной из технологических мер, которая отвечает вызовам времени, подчеркнул Геннадий Дёгтев.
«Менее 10 процентов из общего объема закупок по 44-ФЗ сегодня составляют несостоявшиеся процедуры – это результат проводимой работы по стандартизации закупок. Формирование документации каждой осуществляется в автоматизированном режиме и охватывает более половины закупок в стоимостном выражении. Главные результат проводимой работы – это рост количества участников конкурентных процедур с 4,1 до 4,6 на один лот», - отметил Г.Дёгтев.
Высокую оценку стандартизации закупок дала вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова, особенно отметив введение реестра закупаемых товаров.
«Четкое описание закупаемых товаров позволяет эффективно вести работу на всех этапах закупочного процесса, начиная с планирования. Закупочная документация должна соответствовать прежде всего здравому смыслу. Это касается и содержания работ, и сроков выполнения, и не провоцировать демпинг в ходе торгов», - заявила Е. Дыбова.
Проблему демпинга назвала теневой стороной сговора поставщиков директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации Татьяна Демидова.
«Демпинг по сути теневая сторона сговора участников закупочной процедуры. Зачастую проблема кроется в завышенной смете, изначально представленной в конкурсной документации. Закупки сегодня являются лакмусовой бумажкой тех проблем, которые существуют в смежных отраслевых законодательствах», - сказал Т. Демидова.
Шантаж заказчиков со стороны профессиональных «жалобщиков» стал еще одной проблемой контрактной системы, по мнению Татьяны Демидовой.
«Если говорить о количестве жалоб, которые получает антимонопольное ведомство от тех, кто на самом деле не является участником процедуры, то оно зашкаливает. Сегодня можно говорить о таких явлениях, как «профессиональные жалобщики» и «шантаж заказчиков», которые негативным образом отражаются в целом на экономике конкретного города и страны в целом», - сказала Т. Демидова.
Одной из целей изменений контрактной системы на законодательном уровне Татьяна Демидова назвала поддержку малого предпринимательства.
«Нововведения в закупочной сфере направлены прежде всего на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Существенной мерой стало сокращение сроков оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с даты подписания заказчиком документа о приёмке до 15 рабочих дней. Активно ведётся работа по созданию и введению в эксплуатацию каталога товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Он не является панацеей от всех проблем контрактной системы, но это инструмент необходимый для повышения эффективности закупочного процесса и для заказчика, и для поставщика», - сказала Т. Демидова.
Для достижения эффективных результатов необходим системный подход, считает начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков.
«Эффективный контроль невозможен без принятия системных мер. Они сегодня успешно применяются в Москве. Среди инструментов повышения эффективности закупочных процедур города – экспертиза цены, стандартизация документации, централизация закупок, оперативный контроль за приемкой работ и Портал поставщиков Москвы. Точки контроля автоматизированы и работают в двух режимах – блокирующем и уведомительном», - пояснил Е.Данчиков.
Результаты, характеризующие расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса в Москве привёл руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.
«80 тысяч поставщиков начали работать со столицей за последние пять лет. Почти 70 процентов из них являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Объём портфеля заказов, выполняемых предпринимателями в сфере городских закупок, составляет 217 млрд рублей», - привел данные Г.Дёгтев.
Международная научно-практическая конференция «Государство и бизнес: управление и диалог в государственных закупках» прошла 7-8 ноября в МГУУ Правительства Москвы.
Участники конференции обсудили вопросы совершенствования системы закупок Москвы, возможности для представителей малого и среднего бизнеса в сфере городского заказа, а также применение инструментов, способствующих созданию прозрачных и открытых отношений между поставщиками и заказчиками столицы.