15 февраля исполнится ровно 109 лет со Дня рождения легендарной актрисы Ляли Черной.
Какая же была она, эта легендарная женщина, прожившая необыкновенно интересную и сложную жизнь. Женщина, которая завоевала сердца целого поколения, одна из самых красивых актрис середины 20 века.
В 1909 15 февраля в городе Нальчике, в семье русского барина Сергея Киселева и цыганской певицы Марии (в девичестве Поляковой) родилась дочь, названная Наденькой и записанная в церковную книгу Надеждой Сергеевной Киселевой. У девочки была необыкновенно смуглая кожа и огромные черные глаза, которые обрамляли густые ресницы.
Семейство Киселевых было весьма состоятельным, в доме часто принимали гостей. Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая Лялька!», с той самой поры Надю все стали звать Лялей, из-за смуглой кожи к ней прочно приклеилось прозвище Черная.
Вскоре после рождения детей, а в семье Киселевых родилось еще двое: Наталья и Владимир, семья перебралась в Москву.
Мать Ляли поступила в хор знаменитого Егора Полякова, а в 13 лет в хор была принята и сама Ляля, в то время она еще не пела, но сидела в самом центре хора для красоты, когда же начинали играть «Венгерку», она поднималась со своего места и начинала танцевать. От танцующей Ляли нельзя было оторвать глаз, она была необыкновенно грациозна и пластична, покоряла зрителя моментально, Ляля не была исполнительницей цыганской венгерки, она была воплощением танца, будто сама муза танца явилась зрителям в образе Ляли.

В 1930 году, при содействии Луначарского, был объявлен набор в цыганскую студию, из которой в 1931 году родился театр «Ромэн». Ляля Черная, будучи уже известной танцовщицей, пришла на конкурс, и естественно, ее взяли в труппу. В дебютном спектакле театра, поставленном Моисеем Гольдблатом по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», она блестяще сыграла главную роль Грины.
Театр становится популярным, зрители ждут новых премьер, практически в каждой из которых блистает несравненная Ляля Черная – любимица публики, огромное количество почитателей ее таланта стремятся попасть на спектакли, увидеть ее, насладиться ее игрой. В 1936 году на экраны выходит фильм «Последний табор», в котором Ляля снимается в главной роли вместе со своим мужем Михаилом Яншиным, бывшим в то время руководителем театра «Ромэн». Теперь ее знают и любят во всех, даже самых отдаленных уголках нашей страны, таборные цыгане провозглашают ее «королевой», ей приходят горы писем. Она – становится звездой.
Фильм «Последний табор» становится дебютом Ляли в качестве певицы, песня «Бродяга», в ее исполнении становится настоящим хитом.
На концерты с участием Ляли, в качестве певицы, невозможно достать билеты. Имя Ляля Черная – это гарантированный аншлаг.
Наступил 1941 год. В июне Театр был на гастролях в Свердловске. Во время войны театр работал очень много. Помимо спектаклей, было организовано несколько выездных концертных бригад, которые выезжали в действующие военные части, много работали в госпиталях, выпускались новые спектакли. В это время Ляля расходится с Михаилом Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелева. Через год у супругов рождается сын, Михаил Яншин становится крестным отцом маленького Лёши.
Театр вернулся из эвакуации в Москву. У Ляли начались репетиции в спектакле по пьесе М. Афиногенова «Все о тебе», где она играет роль Любы Поляковой. Николай Хмелев интенсивно работает у себя во МХАТе, он приступает к постановке пьесы А. Островского « Последняя жертва» и работает над ролью Ивана Грозного в спектакле «Трудные годы» по пьесе А. Толстого.

Подруга Ляли Черной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной репетиции, зашла в гости в Ляле, ее встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана Грозного идет у него очень тяжело. «Ну ничего!» – сказал он – «Или я его, или он меня». В этот день у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стала плохо. Ляля, которой сообщили о случившимся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала, взывала к своему Николушке, но все было бесполезно. Иван Грозный победил, Николай Хмелев умер.
Ляля Черная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин, как мог поддерживал ее, он возобновил « Кровавую свадьбу» с Лялей в роли невесты, поставил два новых спектакля, в которых она играла главные роли.
В 1951 году режиссер и педагог Школы – студии МХАТ Борис Вершилов, ставит на сцене театра «Ромэн» спектакль «Грушенька» по пьесе Исидора Штока, написанной по повести Н. Лескова «Очарованный странник». В образе Грушеньки Ляля смогла полностью реализовать свой многогранный талант и как драматическая артистка, и как певица.
Послевоенные годы, оказались, пожалуй, самыми плодотворными. Она много играет и много выступает с концертами, находится на пике своей славы, Она красива, полна сил, желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. В нее влюбляются, ее превозносят, ее боготворят.
К сожалению, годы проходят, оставляя следы не только в наших сердцах, но и на наших лицах. К концу 50-х Лялю стали занимать в репертуаре все меньше и меньше, а к концу 60-х она практически выпала из репертуара. Ляля активно занимается концертной деятельностью, ее, по-прежнему, любит зритель, ее пластинки расходятся миллионными тиражами.
В 1972 году Ляля уходит из театра. Она иногда ездит с концертами, но все реже и реже.

В 1975 году Эмиль Лотяну пригласил ее к себе в картину «Табор уходит в небо» на роль Старой цыганки.
Последний свой концерт Ляля дала в театре Эстрады за год до своей смерти.
Она прожила сложную, богатую событиями, счастливую жизнь, в которой было все от огромной популярности и всеобъемлющей любви, до полного забвения.
Она была необычайно добра и щедра, постоянно помогала молодежи, подкармливала, дарила одежду, защищала перед руководством.
Однажды во время войны, она увидела на вокзале женщину с грудным ребенком на руках, было холодно, женщина мерзла, Ляля сняла с себя свое единственное пальто и отдала женщине, объяснив своим спутникам, что у женщины маленький ребенок, ей пальто нужнее.
Она могла прямо на улице отдать девчонке обувь, а сама идти босиком.
Она обожала талантливых людей, если чувствовала в человеке искру божью, помогала ему во всем.
Она была прекрасной рассказчицей, и умела слушать, что само по себе дар весьма редкий.
Она была необычайно красива, талантлива, умна, обладала каким-то необыкновенным даром притягивать к себе людей. В нее влюблялись, кого-то она поощряла, а кого-то не замечала. Самое главное она никогда не была фальшивой, она всегда была честной, открытой во всех своих проявлениях.
Можно много говорить о жизни и творчестве Ляли Черной, пытаться анализировать ее жизненный путь. Но имеет ли это смысл?
Ляля – это всеобъемлющий образ красоты, а можно ли препарировать понятие красоты? Ею можно только любоваться, потому, что она не поддается логике.
Мы должны быть счастливы, что можем любоваться, оставшимися нам кино и фотоматериалами, можем ходить по тем же улицам, по тем же зданиям, по которым ходила несравненная Ляля Черная – гордость всего цыганского народа.