Главный специалист по анестезиологии-реаниматологии Департамента здравоохранения Москвы Денис Проценко в середине ноября был назначен главным врачом крупнейшей столичной больницы им. С.С. Юдина. Пациенты поблагодарили врача в рамках акции «Спасибо, доктор!», прошедшей в Москве.
Мы встретились с Денисом Николаевичем на шестой день с момента назначения и поговорили о его планах по развитию больницы.
– Недели не прошло, как вас назначили на этот пост. Уже удалось все осмотреть и составить план модернизации?
– Шесть дней, конечно, срок небольшой. Но представление о том, как обстоят дела в больнице, у меня появилось. И, в принципе, есть понимание дальнейшего плана действий.
– Расскажите о приоритетах вашей дальнейшей деятельности.
– Во-первых, для меня такое понятие, как «пациентоориентированность», – это не пустое сотрясение воздуха. Я вкладываю в него вполне четкий смысл: дружелюбие, создание комфортной среды для наших больных и их родственников. Понимаете, пациентов на входе не должны встречать узкие рамки металлодетектора и недовольная всем охрана. Тем более что эти рамки зачастую роли не играют: инвалидное кресло через них не проедет (слишком узкие), а значит, любой злоумышленник может проникнуть через другой вход под видом пациента с ограниченными возможностями.
– И вы убрали рамки?
– Да, для обеспечения безопасности достаточно поставить доброжелательного охранника с металлоискателем в руках, который, если у него возникли опасения, всегда может извиниться и осмотреть какую-то большую сумку посетителя.
– То есть сейчас в больнице создана комфортная среда?
– Пока мы можем говорить, что процесс запущен. Атмосфера дружелюбия и доверия формируется не по щелчку пальцев – главную роль играют люди, начиная с руководителя. Вот я с вами сижу за обычным столом лицом к лицу, не вещаю из «кресла главного врача», и точно так же мы проводим совещания с командой – сидим за общим столом, напротив друг друга. Это основа доверия.
– И основа пациентоориентированности? Кстати, вы пациентоориентированный врач?
– Пациентоориентированный врач тот, кто умеет разговаривать с людьми, объяснять, терпеливо отвечать на вопросы. Я убежден, что большинство жалоб, недоразумений происходят не из-за профессиональных огрехов врача, а именно из-за его коммуникативных проблем. Ну не считают некоторые мои коллеги необходимым объяснять родственникам или самому пациенту, что с ним происходит, какие манипуляции будут производить медики, для чего. Отмахиваются, а пациенту страшно, он нервничает. Это недопустимо. Врач обязан доносить информацию до пациента – это часть профессии, этому должны обучать в вузе.
Что будет сделано для выстраивания доверительной и комфортной атмосферы? Понимаете, проблема ГКБ им. С.С. Юдина – это типовая советская архитектура, занавешенное, зарешеченное окно справочной. Чтобы обнаружить сидящего администратора, стоящий посетитель должен согнуться в поклоне у маленького приоткрытого окошечка. Ну разве это нормально? Я попросил продемонстрировать нашу открытость, готовность к диалогу и убрать жалюзи. Идеально, конечно, было бы вообще демонтировать стеклянную перегородку, чтобы администратор стоял и общался с посетителями без всяких барьеров, напрямую. Но, и я с этого начал, по типовой планировке справочная находится рядом с выходом – отсюда сквозняки, девушки будут постоянно простужаться. Поэтому пока ничего не сносим, ищем решение, может быть, тепловые пушки поставим или еще что-то придумаем. Для меня очевидно, что вопрос будет решен.
– А коллектив готов к новым подходам? Как вы вообще планируете выстраивать кадровую политику?
– Бездумной ротации, замены одних людей на других ради замены не будет. Пока могу сказать только одно: без сожаления буду расставаться с теми сотрудниками, к которым возникнут претензии в части финансовой чистоплотности. Об этом я сразу проинформировал всех.
Другой важный момент касается качества кадров. Как главный врач я, безусловно, заинтересован в том, чтобы собрать в своей больнице самых лучших специалистов, цвет московской медицины. Понимаю, что для этого нужно создавать условия, в том числе экономические. Значит, будем в этом направлении работать.
– Насколько успешна сейчас экономическая ситуация в больнице?
– Мы еще только начали проводить аудит, но на первый взгляд все неплохо, средние зарплаты на хорошем уровне по городу. Более серьезные выводы будут сделаны позднее.
– Вы уже подготовили свою программу-минимум по развитию больницы в 2017 году? Что в нее вошло?
– Программа находится в активной фазе разработки, но основы те же: сочувствие и соответствие. Как эмоциональная составляющая – «сочувствие», как медицинская – «соответствие».
– Соответствие чему?
– Соответствие современным требования доказательной медицины.
– На базе больницы работают высококвалифицированные специалисты четырех кафедр, что это дает стационару, какую практическую пользу? Какая научно-исследовательская работа ведется или планируется в больнице?
– Интеграция с кафедрами, а их на самом деле больше: это 4 кафедры ПММУ им. И.М. Сеченова, 2 кафедры РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 2 кафедры РУДН, является основной развития и медицинского прогресса для клиник, возможности непосредственной консультативной и лечебной помощи профессорско-преподавательского состава для наших пациентов. Вместе с тем это и научно-исследовательская работа как в рамках работы кафедр и написания диссертационных исследований, так и участие в международных протоколах по различным направлениям, в частности, в области антимикробной терапии.
– Вопрос к вам как к организатору здравоохранения и главному врачу крупнейшей столичной больницы. Что вы посоветуете молодым людям, которые скоро окончат школу и планируют связать свою жизнь с медициной, какую специализацию выбрать и стоит ли вообще выбирать этот путь?
– Я думаю, что специализация – это дело второе. А выбирая профессию врача, надо понимать, что это путь постоянного и непрерывного саморазвития, самосовершенствования и самоотдачи. Самоотдачи профессии, пациенту, коллегам и уже потом семье и близким. Если вас это не останавливает, то вы на верном пути.
Ссылка на материал: http://med.interfax.ru/articles/587/