16 августа в Москве представителям СМИ показали исторические барельефы работы скульптора С.Д. Меркурова, которые более 80 лет украшали фасады Северной и Южной трибун Центрального стадиона «Динамо» и были демонтированы в связи с его реконструкцией. В течение года они находились в мастерской реставраторов и уже совсем скоро займут место в музее.


Специалисты показали журналистам барельефы, которые демонтировали перед началом реконструкции стадиона в 2012 г. С ноября 2016 года с ними работает команда реставраторов во главе с Инной Пчеловой, реставратором высшей категории по каменной и гипсовой скульптуре.


Панно попали к реставраторам в плачевном состоянии. Барельефы (их длина составляет более 34 м, высота рельефа 12 см) были раздроблены более чем на 7 тысяч фрагментов. Часть из них пришлось создавать заново, поскольку оригиналы не подлежали восстановлению. Трудность работ заключалась еще и в том, что не сохранилось документации или эскизов: специалисты проводили реставрацию интуитивно, ориентируясь лишь на отдельные сохранившиеся фотоматериалы.


Сейчас барельефы практически приняли свой первозданный вид — осталось провести тонировку поверхности и нанести защитное покрытие. После завершения работ с оригиналов сделают слепки и отольют по формам копии, которые займут своем место на фасадах стадиона в октябре 2017 года. А подлинники будут храниться в музее «Динамо», который разместится под стадионом.


Два панно из железобетона на тему спортивных состязаний появились на фасадах Северной и Южной трибун стадиона «Динамо» в 1930 г. Исследователи сходятся во мнении, что эти барельефы обладают значительной художественно-исторической ценностью, являются ярким образцом переходного искусства рубежа 1920-х и 1930-х годов и представляют собой уникальное практическое воплощение новаторских научно-философских идей теоретиков модернизма. Тематика традиционна – сюжеты спортивных и военизированных спортивных занятий. Центральный фрагмент рельефа на фасаде Северной трибуны – наиболее удачная иллюстрация ко всем вышеперечисленным тезисам теоретиков психофизики восприятия. На рельефе изображена сцена игры в мяч на стадионе. Все фигуры рельефа одинаково возвышаются над поверхностью, автору удалось достичь очень интересного эффекта: когда смотришь на рельеф, он превращается в объемную картину, фигуры кажутся более или менее удаленными, по мере продвижения и смене угла зрения, одни группы как бы всплывают, выдвигаются на первый план, другие отодвигаются.


Фигуры в такой перспективе ясно читались прохожими и не требовали последовательного осмотра. Взгляд зрителя, двигаясь непоследовательно, выделяет отдельные фигуры и «мозг, образуя субъективное пространство, производит трансформации возникшего образа, распределяет предметы по признаку «близко – далеко». Именно так художник строил перспективу, создавал композиции, исходя из представлений о «совместной работе системы «глаз + мозг».


Панно на Южной стороне стадиона менее удачно и в целом менее новаторское. Цельная картина распадется на несколько визуально не связанных сюжетов. Неудачное расположение танка на заднем плане и группа двигающихся спортсменов затрудняют восприятие. Несколько разнородных по смыслу сюжетов, разная высота фигур отвлекают внимание зрителя от «домысливания» пространственной замкнутости рельефа.


Официальное открытие возрожденного стадиона намечено на весну 2018 года.