Хотя в 2022 году на рынке труда царит "эра соискателя", собеседования остаются важным фактором для получения заветной должности. Чтобы получить предложение о работе, важно правильно себя подать.

Фото: depositphotos

Эксперт в HR-отрасли Юлия Санина, директор по персоналу и организационному развитию сервиса Работа.ру, рассказала, какие ошибки чаще всего допускают соискатели на собеседованиях и как их избежать. 

Не лгите о своем опыте работы или компетенциях

Кажется, что этот пункт очевидный, однако соискатели допускают такую ошибку довольно часто. Добавляя ложную информацию в резюме, соискатель хочет повысить квалификацию в глазах работодателя. Но такая ситуация весьма опасна. Рекрутер, нанимая сотрудника, рассчитывает на наличие у него определенных компетенций и уровня знаний. Сейчас работодателя все чаще обращаются за рекомендациями на прошлое место работы, общаются с коллективом, поэтому такой обман легко раскрыть. Если такой обман не будет обнаружен на самом собеседовании, он обязательно выяснится во время работы и может принести сложности для компании. 

Если у вас не хватает релевантного опыта, честно скажите об этом и уделите внимание своим преимуществам. Возможно, работодатель предложит вам другую должность с подходящими требованиями. Также можно попросить у рекрутера тестовое задание. Оно позволит вам понять, справитесь ли вы с будущими задачами или переоценили свои силы. Для работодателя же хорошо выполненное задание станет показателям ваших навыков, и он может рассмотреть вашу кандидатуру и без необходимого опыта. 

Не ругайте себя за неудачи

Вопросы про провалы и неудачи на собеседованиях — не редкость. Но рекрутер узнает о таких моментах не для того, чтобы выставить вас в невыгодном свете. Для работодателя важно посмотреть, умеете ли вы анализировать свою работу, смотреть на нее с критической точки зрения, замечаете ли вы свои ошибки. 

При ответе важно показать, что вы неидеальный человек и у вас тоже случаются промахи, но вам удается находить выход из таких ситуаций и делать выводы. Важно в таком ответе не переусердствовать: не стоит перечислять все свои промахи. Выберите одну неудачную ситуацию и расскажите, как вы с ней справились и какой опыт вынесли из этой проблемы.

Не рассказывайте о бывшем работодателе чересчур эмоционально

Увольнение с прошлого места работы может произойти по разным причинам, но важно расставаться с предыдущей компанией без негатива. Бывают случаи, когда это сделать невозможно, например, нарушение прав сотрудника. Однако, даже в такой ситуации не стоит рассказывать на собеседовании о личных качествах бывшего работодателя. 

При ответе на вопрос о прошлом месте работы, важно строго разделять факты и эмоции. Сделайте акцент на том, что у вас были задержки зарплаты, а не на том, что начальник был тираном или у вас не совпадало чувство юмора. 

Не пренебрегайте правилами этикета и своим внешним видом на собеседовании

Коронакризис внес свои изменения и в проведение собеседований. Все чаще рекрутеры переводят встречи в онлайн-режим, поэтому сегодня о дресс-коде говорят все меньше. Однако, соискатель должен выглядеть опрятно и соответствовать событию. Если работодатель просит вас соблюсти определенный дресс-код, необходимо это сделать, иначе возникает вопрос, подходите ли вы компании, а она вам. 

Важный фактор при онлайн-собеседованиях — задний фон. Можно попасть в неловкую ситуацию, если во время официального разговора позади вас дерутся дети или сушатся вещи. Также важно заранее проверить звук при звонке, для работодателя может являться показателем вашего ответственного отношения к работе. Несмотря на то, что встреча происходит удаленно, не стоит опаздывать, а если все-таки задерживаетесь, предупредите. Это универсальное правило, которое важно соблюдать. 

Не отвечайте общими фразами

Например, зачастую рекрутеры задают вопросы о том, почему соискатель хочет работать в компании. Его задают, чтобы посмотреть на мотивацию кандидата. Интервьюер хочет увидеть, что человек знает о компании, что для него важно при выборе работодателя, как он расставляет личные приоритеты и какие задачи ему интересны. Поэтому, чтобы не упасть в грязь лицом и не давать абстрактные ответы, изучите, чем занимается компания и какие у нее ценности. Это же правило работает и для других тем, поднимаемых на собеседовании.