25 августа 2016 года под председательством Координатора НОПРИЗ по городу Москве Виктора Новоселова состоялось заседание круглого стола на тему: «Рассмотрение проблемных вопросов применения экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации при осуществлении строительства и реконструкции объектов».

25 августа 2016 года под председательством Координатора НОПРИЗ по городу Москве Виктора Новоселова состоялось заседание круглого стола на тему: «Рассмотрение проблемных вопросов применения экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации при осуществлении строительства и реконструкции объектов».
В заседании принял участие председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов, а также представители Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, Департамента градостроительной политики города Москвы, ФАУ «Главгосэкспертиза России», МГСУ и саморегулируемых организаций.
Открывая дискуссию, Виктор Новоселов обратил внимание на необходимости уделить в ходе встречи внимание исполнению № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и возникающим в связи с этим вопросам.
Президент НОПРИЗ Михаил Посохин отметил, что с принятием закона возникли вопросы, которые требуют дополнительной проработки и разъяснений. Это вопросы регионального применения проектной документации повторного использования, прохождения экспертизы и дальнейшего использования модифицированной проектной документации. Особое внимание, по его мнению, необходимо уделить разработке и утверждению укрупненных нормативов цены строительства и учесть особую роль «регионального принципа» существующей системы ценообразования.
Ответственный секретарь Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина отметила, что Федеральный закон 368-ФЗ регулирует вопросы, касающиеся архитектурно-строительного проектирования и экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Предусматривается выделение среди проектной документации объектов капитального строительства проектной документации повторного использования, экономически эффективной проектной документации повторного использования и модифицированной проектной документации. Проектной документацией повторного использования считается проектная документация объекта капитального строительства, которая получила положительное заключение экспертизы и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта.
В свою очередь, Валерий Леонов рассказал об особенностях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам адресной инвестиционной программы города Москвы и о сути изменений, вносимых Федеральным законом 368-ФЗ, которые вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
Одним из главных изменений станет необходимость работать с экономически эффективной проектной документацией повторного использования в том случае, если строительство объекта обеспечивает орган исполнительной власти субъекта РФ. Однако данная обязанность касается только той проектной документации, которая содержится в Едином государственном реестре заключений. Если экономически эффективная проектная документация повторного применения отсутствует, то подготовка проектной документации осуществляется при условии соблюдения критериев экономической эффективности проектной документации.
Валерий Леонов отметил, что сегодня Минстрой ведет работу по формированию Единого реестра, а также систематизированных сведений, которые должны размещаться на сайте, но их появление до 1 сентября 2016 года вызывает серьезные сомнения.
«Минстрой России планирует действующий Реестр типовой проектной документации преобразовать в Реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. Однако из включенных в Реестр типовой проектной документации объектов в строительстве по адресам Адресной инвестиционной программы города Москвы только малая часть объектов (в районе 6%) представляют интерес», - заявил он.
Из этого, по словам председателя Москомэкспертизы, следует, что к 1 сентября 2016 г. Москва может столкнуться с той ситуацией, когда сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования еще не будет, либо те сведения, которые будут размещены, не смогут быть использованы для подготовки проектной документации для строительства объектов по адресам Адресной инвестиционной программы города Москвы. Единственным возможным действием государственных заказчиков останется подготовка проектной документации при условии соблюдения критериев экономической эффективности проектной документации, полагает Валерий Леонов. Исходя из этого Мосгосэкспертиза на стадии приема такой проектной документации на экспертизу должна будет проверить соответствие проектной документации критериям экономической эффективности.
«Одной из особенностей, возникающих в связи с изменениями в законодательстве при проведении экспертизы проектной документации, становится основание для отказа в принятии на экспертизу проектной документации - нарушение требований об обязательным использованием проектной документации повторного использования или условий соблюдения критериев экономической эффективности при подготовке проектной документации», - подчеркнул председатель Москомэкспертизы.
По мнению Валерия Леонова, возможно возникновение новых трудностей, вызванных сроками, отведенными на проверку поступающих на экспертизу документов, неопределенностью механизма признания проектной документации экономически эффективной. Согласно п. 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 145, на проверку документов, представленных на экспертизу, отводится 3 рабочих дня со дня получения от заявителя документов. Однако осуществить проверку документов на соответствие проектной документации критериям экономической эффективности за 3 дня невозможно.
Председатель Москомэкспертизы также обратил внимание еще на одну проблему: определение с 1 сентября 2016 года стоимости строительства с применением укрупненных нормативов цены строительства. Дело в том, что в настоящее время укрупненные сметные нормативы (НЦС-2017) еще только разрабатываются Минстроем России в рамках реформы системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли РФ, взамен устаревших НЦС-2014. Указанные работы находятся на начальной стадии и, как следствие, их завершение возможно не ранее следующего года.
«Таким образом, с учетом особенностей проектирования и строительства в городе Москве, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы без привлечения средств федерального бюджета, городу Москве необходимо предоставить право самостоятельно определять экономически эффективную проектную документацию из той проектной документации, которая прошла государственную экспертизу в городе Москве», - заключил Валерий Леонов.