ВЕДУЩИЙ: Максим Геннадьевич, здравствуйте.
РЕШЕТНИКОВ: Здравствуйте.
ВЕДУЩИЙ: Давайте начнем с такого общего вопроса. На Ваш взгляд, чем определяется экономическая стратегия сегодняшней Москвы? То есть это объемы промышленности, уровень зарплаты, уровень занятости? То есть вот стратегия в чем?
РЕШЕТНИКОВ: Знаете, наверное, я, скорее, там в динамике постараюсь ответить. Преобразования в экономике Москвы за последние годы сопоставимы с теми преобразованиями, которые мы видим, вот например, во внешнем облике города. Вот настолько же, насколько изменился внешний облик города, наверное, настолько же, не менее, изменилась экономика Москвы. Если в начале 2000-х это была экономика города, который, ну, во многом живет на нефтегазовую ренту, скажем так, да, где во многом основную занятость создают там штаб-квартиры корпораций, которые здесь расположены, но ведут где-то там свою деятельность. Большая часть этой занятости определялась бюджетным сектором и государственными и городскими компаниями. Во многом город был такой активной площадкой для вложения капитала, причем, вложения капитала, ну таких там, строительство торговых центров, офисных центров, жилья. И по большому счету тех, кто это делал, уже мало интересовало, как будут управляться эти объекты. Ну, такой спрос, что бы ни построил, все будет востребовано. Ну, то есть такой вот период, с одной стороны, достаточно такого бурного роста, с другой стороны, роста, который явно привнесен такими внешними факторами для города. А за последние пять лет ситуация во многом, ну, поменялась, да. Что произошло. Ну, во-первых, закончился поток нефтегазовых доходов. Причем, закончился он в силу там изменений законодательства. Но мы понимали, что он все равно рано или поздно закончится. И мы видим, что вот в 15, 14, 15, 16-й год, он закончился в целом, просто для города это наступило раньше.
ВЕДУЩИЙ: Давайте напомним москвичам, которые далеки от экономических реалий, что произошло.
РЕШЕТНИКОВ: Что произошло. В 12 году было принято законодательство, согласно которому средства нефтегазовых компаний, которые, налоги, которые ранее уплачивались в городе, теперь платились по новой схеме. Часть этих налогов, скажем так, ушло вообще, там была снижена налоговая нагрузка, а части, они были перераспределены в те регионы, где эти компании ведут свою деятельность. И в результате, в результате чего бюджет города с 15-го по 11-й год вырос на 16%. За четыре года он вырос на 16%. В то время как бюджеты всех остальных регионов, они выросли практически на 40%. То есть они росли в 2,5 раза быстрее. А вот у Москвы, ну вот в результате, скажем так, весьма скромно росли доходы, и нам пришлось очень много перестроить процессов, с тем чтобы удержать высокий московский социальный стандарт, с одной стороны, с другой стороны, обеспечить вот это вот стремительное инфраструктурное уже развитие города. И поэтому вот структура, она достаточно сильно изменилась. Одновременно с этим город избавился от тех активов, которые не нужны были для того, чтобы, ну, там лечить москвичей и давать образование нашим детям, значит, убирать дороги и так далее. Вот все, что к этому не относилось, все было так или иначе приватизировано, предложено частным компаниям, и за городские компании в результате мы получили достаточно серьезный объем средств вот за это время более, чем на 350 млрд. рублей было реализовано городских активов, и это те деньги, которые поступили в городской бюджет, сформировали вот этот дополнительный источник доходов, позволили нам нарастить инвестиции в метро, в дороги, и так далее, и так далее. И одновременно с этим в городе шли такие, может быть, не очень видимые, но очень-очень важные изменения, связанные уже с изменением модели функционирования города. Например, вводилось имущественное налогообложение торгово-офисной недвижимости. К чему оно привело. Оно привело к тому, что стало важно не просто проинвестировать там и не просто владеть объектом недвижимости, стало важно его использовать. Потому что если у тебя стоит незаполненный объект недвижимости, незаполненный офис или незаполненный торговый центр, ты будешь платить все равно с него налоги, а будешь нести при этом расходы, да, доходов не будет. И мы увидели, что вот в этот, ну скажем так, кризис, который был там в 14, в 15-м годах, особенно на рынке недвижимости, в условиях стагнации спроса и роста предложения, рынок сработал очень быстро. Снизилась цена аренды и в офисных, и в торговых помещениях. И сейчас тем, кто арендуют эти помещения, тем, кто ведет бизнес, тем, кто то есть действительно создает рабочие места, им стало значительно легче в этом плане найти необходимое помещение, разместиться и так далее. В результате чего вот за эти пять лет в городе было запущено достаточно много механизмов, и, скажем так, город, из города рантье, то есть города, который живет на какую-то ренту, нефтегазовую, да, или вот эту ренту недвижимости, он стал таким городом, где можно и нужно вести бизнес, и городом, где зарабатывает тот, кто действительно ведет бизнес, кто создает добавочную стоимость, кто создает новый продукт, и в конечном итоге кто обеспечивает москвичей рабочими местами.
ВЕДУЩИЙ: Максим Геннадьевич, Вы рассказали о том, как город изменился. Но все же, стратегия-то, она в чем, на что делается акцент? Понятно, что уходят уже от вот этой ренты, от такой простой сдачи помещений. Но все же, на чем делается акцент, на промышленности, хотя промышленность вроде выводится из города, на уровне зарплат, или на чем?
РЕШЕТНИКОВ: Москва – город постиндустриальный и город, который стремительно развивается. А постиндустриальная экономика и отраслевые приоритеты – это две разные вещи. На самом деле, мы исходим из того, что в городе можно и нужно развивать любой бизнес, который связан с созданием высококвалифицированных, то есть хорошо оплачиваемых, рабочих мест. И поэтому говорить о том, что вот у нас есть там приоритет промышленность или нет приоритета промышленности, да, мы, скорее, говорим в другой терминологии. Промышленность нам нужна? Да, конечно, нужна. в городе созданы такие условия, что предприятиям на сегодняшний момент выгодно в город приходить, выгодно в город инвестировать, но и выгодно в городе оставаться. Приведу один там пример. Буквально вот в начале, в конце прошлого года было принято новое законодательство, которое предусматривает предоставление достаточно крупных налоговых льгот предприятиям, которые в городе работают и которые, ну скажем так, эффективны, то есть хорошо используют городскую территорию, выплачивают хорошую заработную плату и так далее. И в начале года мы приняли все необходимые для этого подзаконные акты. И вот за несколько месяцев существования этой системы поддержку получили предприятия, на которых занято 13 тыс., создано 13 тыс. рабочих мест, занято 13 тыс. москвичей. Это вот буквально за несколько месяцев. И сейчас мы видим, у нас уже, так скажем, заявки все растут и растут, да, на предоставление таких льгот. Это говорит о том, что городские предприятия, новый промышленный сектор, получает поддержку. А там же у нас и сектор ай-та, и сектор научно-исследовательских разработок. Более того, понимаете, сама политика города не только в экономической сфере, а во всех сферах, да, направлена на превращение город в такой мировой центр, да, во всех пониманиях. это вот тот путь, которым прошли все мировые города. Просто, как правило, не в таких масштабах и не за такое короткое время.
ВЕДУЩИЙ: И не с такой скоростью.
РЕШЕТНИКОВ: Да, да, да, да, да. Но благоустроенные парки, благоустроенные пешеходные зоны – это то, к чему мы привыкли, когда едим в ЕвропуИ теперь это все есть в Москве. И это способ, с одной стороны, безусловно, самое главное, обеспечить комфортную среду для москвичей с тем, чтобы тот, назовем так, креативный класс, да, тот, кто создает действительно самую большую долю добавленной стоимости, а надо понимать, что 80% добавленной стоимости создает 20% самых высокопроизводительных людей. И эти люди очень чувствительны к городской среде, вот к среде жизни, к экологии, к досугу, к оказанию социальных услуг и так далее. И если мы хотим, чтобы эти люди концентрировались в Москве, а даже не важно, какая у них прописка, да, это могут быть москвичи, но что-то если им не понравится, они там могут завтра взять и уехать, да. Или это экспаты, которые там трудятся в Москве, и очень важно, чтобы дать, чтобы их больше приезжало, потому что это люди с новыми компетенциями. Или это люди из других регионов, которые, для которых Москва традиционно является таким социальным лифтом, куда они приезжают, да. Вот очень важно, чтобы Москва развивалась для всех них. И поэтому вот то, что происходит сейчас в сфере там преобразования города, это тоже часть экономической политики и это то, что создает вот ту самую новую экономику.
ВЕДУЩИЙ: Новая экономика именно в Москве. Максим Геннадьевич, скажите, вот Вы произнесли это словосочетание «креативный класс». Многие москвичи, как ни странно, вкладывают разное понятие, у каждого какое-то свое понимание, что такое креативный класс. Вы кого имеете в виду? Это все-таки владельцы каких-то крупных компаний, либо это индивидуальные предприниматели, это мелкий бизнес, кто это?
РЕШЕТНИКОВ: Вы знаете, это такое понятие, которое, скорее, там не зависит от размера бизнеса. Это люди, которые создают новые продукты, которые создают новые идеи, которые создают новую добавленную стоимость. И, безусловно, где, как не в Москве, мы понимаем, для этого питательная среда. Один миллион студентов сам по себе это, это, в общем, это уже, уже сейчас это креативный класс, и это будущий креативный класс. Это тот малый бизнес, который вот находится в наших, в наших технопарках. Когда я говорю наших, это и городские, и частные технопарки, да. Потому что технопарки – это ведь офис, но не владельцы офиса создают там добавленную стоимость, мы понимаем, да. Это те малые компании в определенных сферах, вот там в сферах там ай-ти, исследований, медицины, и так далее, и так далее, которые создают вот эти новые продукты. И крупный бизнес, да, безусловно, владельцы крупного бизнеса, они как никто другой чувствительны к условиям жизни, к среде..
ВЕДУЩИЙ: Но если говорить..
РЕШЕТНИКОВ: И для них тоже Москва, то есть Москва должна быть вот для всех них, потому что креативный класс, он как бы встроен в разные очень цепочки, это такая социальная сеть, да. И когда какой-то пропадает пласт, да, какой-то сегмент пропадает, вся сеть становится слабее, да, и привлекательность города падает.
ВЕДУЩИЙ: Максим Геннадьевич, а в целом как Вы оцениваете предпринимательскую активность? Растет ли количество там индивидуальных предпринимателей, либо компаний мелких?
РЕШЕТНИКОВ: На сегодняшний момент что касается роста числа индивидуальных предпринимателей, тенденция в городе сохраняется. У нас очень ощутимо растет число людей, которые получают статус предпринимателя. У нас еще более ощутимо растет число выданных этим предпринимателям патентов. У нас уже который год практически идет удвоение числа выданных патентов. И что важно, что патенты приобретаются не только там в торговле, да, хотя это, конечно, основной драйвер, особенно там учитывая изменения в налогообложении, но и патенты приобретаются среди самозанятых, среди репетиторов, фитнес тренеров там, и так далее, и так далее, среди тех, кто занимается услугами. И вот мы по этим индикаторам видим, что ситуация развивается неплохо, да и по другим тоже. И по числу там выданных лицензий на продажу алкоголя и в общепите, да, и в розничной торговле. Это для нас такой индикатор, потому что вот он отражает, он очень оперативно отражает потребительский спрос. Мы видим, что тоже вот было определенное снижение, а сейчас оно пройдено. По потреблению электроэнергии, хотя это такой тоже, с одной стороны, объективный показатель экономической динамики, ну, это зависит, правда, немножко от погоды, но у нас последние годы, в общем, с погодой нам, такие достаточно теплые зимы, поэтому так.. По нему тоже идет положительная динамика. По нему тоже идет положительная динамика. А не бывает так, что экономика стагнирует, а потребление электроэнергии растет, да, так не бывает. Поэтому, конечно, сложно считать экономические индикаторы по Москве нашим коллегам из Росстата, потому что далеко, во-первых, с опозданием выходит, далеко не всегда отражает. Ну вот по доходам если говорить москвичей, мы видим, что налог на доходы физических лиц в этом году тоже стабильно растет. А у нас там более 7% роста идет. И темпы в целом, ну, так поддерживаются, да. Может быть там семи по итогам года не будет, но все равно, то есть никакого там падения-то уж точно нет, да. И скорее всего, даже в реальном выражении, если в прошлом году этот показатель падал, то в этом году он, скорее всего, будет в положительной зоне. ВЕДУЩИЙ: Но интересно, что Вы называете разные индикаторы, в том числе даже расход электричества, но почему-то не говорите ни про ВВП, который часто обсуждают, ни про валовый региональный продукт?
РЕШЕТНИКОВ: Ну, Вы знаете, вообще изначально показатели и ВРП, и ВВП, они созданы для межстрановых сравнений и для городов там для городских межрегиональных сравнений. Но эти показатели очень сложно считать по открытым экономикам. Когда мы говорим об экономике города, это сверхоткрытая экономика, потому что одни там связи с Московской областью, да, они очень сложно поддаются сравнению, особенно экономическом. Мы видим, какой поток людей ежедневно перемещается. Поэтому это все показатели, которые, ну, к которым надо так относиться с очень большой долей скепсиса и использовать только в тех сферах, для чего не созданы. Просто они не созданы для оценки оперативного изменения динамики. Более того, даже показатель индекса промышленного производства, уж так немножко погрузимся, да, вот он у нас демонстрирует то положительную, то отрицательную динамику, прыгает вверх-вниз. Потому что его структура не адекватна состоянию экономики. Он считается по набору достаточно примитивных, простых товаров: сколько нефти было переработано, сколько, я не знаю там, станков было выпущено, да, сколько там хлеба мы испекли, и так далее. Он не учитывает современных характеристик продукции. Что если это просто булка хлеба, это одно. Если это хлеб, который там обогащен какими-нибудь там витаминами, минералами, у него добавленная стоимость совсем другая. Но все считается одинаково.. Просто современная экономика, вот эта вот постиндустриальная городская экономика, она очень сложно меряется вот такими вот традиционными, скажем так, методами, которые хорошо работали в 30-40-е, в 50-е годы, еще в 60-е неплохо, да, А дальше уже, когда экономика начала усложняться, и когда там плановая экономика, в общем, начала отставать, ну, уже все, и методы отстали. Поэтому, конечно, мы сейчас работаем на совсем ином уровне. Мы интегрируем данные всех городских систем, сколько транспорта в город въехало, городского, негородского, как меняется эта динамика, сколько разрешений на грузоперевозки было выдано, сколько у нас условно работает, какая у нас средняя, не средняя заработная плата по данным статистики, а сколько у нас задекларировано доходов в налоговой в расчете там на одного занятого. И это совсем другой показатель заработной платы мы получаем. Статистики считают очень странно. Реально там уровень заработной платы, к сожалению, или там, ну в реальности такой, не так высок, как мы там зачастую принято думать.
ВЕДУЩИЙ: Как мы думаем, да.
РЕШЕТНИКОВ: Там когда вот начинаешь анализировать городскую, вот эту сложную городскую экономику при помощи вот этих вот очень и очень сложных индикаторов, ну вот на кончиках пальцев, конечно, понимаешь, насколько, насколько город такой живой механизм и, главное, насколько он быстро, быстро меняется, и насколько меняется бизнес, насколько меняется занятость москвичей.
ВЕДУЩИЙ: Но каким образом вот в такую быстро меняющуюся экономику, каким образом вписываются самозанятые москвичи?
РЕШЕТНИКОВ: Ну, вот как раз то, что я сказал как бы про рост числа патентов, в том числе и вот в сферах, где традиционно высока самозанятость, мы видим, что вписываются. Более того, мы видим, что москвичи очень хотят легализоваться. То есть на самом деле вот эта все-таки культура, культура налогоплательщика, культура законопослушного налогоплательщика, она в обществе формируется. И здесь мы очень ждем, что на федеральном уровне будет принят специальный закон, ну, вот по самозанятым гражданам, по патентам, да, для самозанятых граждан. Потому что сейчас патент требует прийти в налоговую, зарегистрироваться в качестве ИП. Там существуют отдельные там взносы, да, социальные. Он, с одной стороны, понятно, почему такой, потому что он позволяет до 15-ти человек нанимать и вести такой, ну, на самом деле даже не совсем микро и уж точно там даже не совсем малый, да, а где-то уже ближе к среднему бизнес.
ВЕДУЩИЙ: Но 15 человек это уже …. (говорят одновременно).
РЕШЕТНИКОВ: 15 человек, да, это, в принципе, нормальное такое предприятие. И мы ждем вот, что будет обособлена вот эта вот специальная группа людей, для нее будет регулирование. И тогда мы рассчитываем, там всерьез пойдет вот этот процесс легализации. Но даже сейчас все в целом идет неплохо.
ВЕДУЩИЙ: Но можно ли сказать, какие направления экономики наиболее интересны вот этим самым самозанятым людям?
РЕШЕТНИКОВ: Ну, Вы знаете, это традиционно развитые для таких вот городов сектора, связанные с предоставлением услуг, с предоставлением услуг на дому нянечки, репетиторы, с предоставлением там ремонтных услуг, там с предоставлением услуг, ну, сантехника, ну и так далее, и так далее, вот там, где действительно высока самозянатость, и там, где традиционно, особенно при помощи инструментов новой экономики, да, вот все эти приложения,
ВЕДУЩИЙ: Приложения, Интернет.
РЕШЕТНИКОВ: через сеть Интернет, да, да, да, ну, в общем, вот то, что сейчас там в сфере такси очень активно развивается, агрегаторы, да, которые, в принципе, захватили рынок. Те же самые приложения есть для всего, да, чтобы вызвать там сантехника на дом, да, есть такие приложения, чтобы там другие услуги. То есть формируется вот эта новая экономика. Она порождает, ну, в некотором смысле разрушение компаний вот как таких иерархических структур, да, и формирование сетевой организации. Это будущее экономики. И конечно, наши инструменты регулирования, они должны поспевать вот за этим процессом.
ВЕДУЩИЙ: Но чем людям, которые хотят открыть свой бизнес в Москве, насколько помогает вот тот самый индекс издержек ведения бизнеса, который можно найти у вас, на е Вашего Департамента?
РЕШЕТНИКОВ: Вы знаете, тем людям, кто хочет начать бизнес в Москве, надо просто взять и попробовать, не обращая внимания ни на какие индексы. Потому что в реальности любые индексы, скорее, как Вам сказать, усложняют реальность, чем упрощают, да. Чтобы начать свой бизнес в Москве, достаточно пойти зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, это займет там пару-тройку дней, вот, посмотреть, пусть даже на сайте нашего Департамента, те условия налогообложения, выбрать необходимый режим налогообложения в зависимости от того, чем начал заниматься, и просто начать заниматься этим бизнесом, в общем, сосредоточившись на бизнесе, а не на оформлении бумажек, благо государство за последние годы, и налоговые службы, и все вокруг сделали для этого действительно очень много, действительно очень много..
ВЕДУЩИЙ: Максим Геннадьевич, очень часто в Москве обсуждают, и в Интернете особенно это любят обсуждать, естественно, где власть должна вмешиваться в бизнес, а где лучше остановиться, где ей лучше остановиться и сказать, все, вот здесь проходит граница, дальше вы работаете сами?
РЕШЕТНИКОВ: Ну, мы исповедуем, что город должен заниматься только предоставлением услуг, общественных услуг, да, то есть заниматься только тем, что важно москвичу, и что он не может сам там получить на рынке, и одновременно с этим он должен заниматься еще двумя вещами – это поддержка тех, кто сам о себе позаботиться не может, это адресная поддержка пожилых, инвалидов, там семей многодетных и так далее, в общем, наша социальная политика.
ВЕДУЩИЙ: Но это уже социальная..
РЕШЕТНИКОВ: Да, ну, это важнейшее направление, поэтому о нем нельзя не сказать. А так что говорить, если говорить о производстве услуг, то, конечно, это школы, больницы, это благоустройство города – в это мы должны вкладывать. И вот даже наш опыт, когда город продал, приватизировал крупнейшую компанию в сфере теплоснабжения, да, Газпрому, структурам Газпрома, и тем самым воссоздал единую систему теплоснабжения, этот опыт показывает, что это была крайне удачная сделка как с точки зрения, ну скажем так, получения денег в бюджет, потому что мы получили очень большой объем средств, который вот направили на городские нужды, так и с точки зрения эффективной организации процесса, потому что ушла конкуренция по сути двух компаний. А когда конкуренция в монопольной сфере, это приводит только к одному – растут издержки, и потребитель платит за все, за то, что развиваются две параллельные системы, да. И мы понимаем, что даже вот в этом это была очень позитивная, да, ситуация. И очень много было активов, которые не приносили городу денег, а постоянно от города требовали денег. Поэтому город сосредотачивается на том, что он должен делать. Но он обязан это делать хорошо. Если мы занимаемся здравоохранением, мы обязаны туда вкладывать и мы обязаны хорошо лечить москвичей. Если мы занимаемся школами, развиваем систему школ, это должна быть и это по факту является лучшей системой образования в стране. И это касается и профессионального обучения, и сферу культуры, и сферы социального обслуживания, и сферы уборки дорог, и сферы благоустройства дворов, и сферы обслуживания жилфонда, и так далее, и так далее. Ну, мне кажется, тут надо москвичам, конечно, судить о качестве этих услуг. Но Москве тут точно есть, чем гордиться.
ВЕДУЩИЙ: Максим Геннадьевич, какие приоритеты есть в развитии экономики Москвы?
РЕШЕТНИКОВ: Ну, главная задача экономической политики города – это создать такую экосистему или создать там такую вот систему экономических стимулов и мотивов с тем, чтобы бизнес в городе развивался. Что это значит. Это значит, что москвичи были заинтересованы начать там свой бизнес, да, им было просто начать свой бизнес, с тем чтобы малый бизнес имел возможность превратиться в средний бизнес, чтобы средние компании становились крупными компаниями, чтобы крупные компании здесь же в городе там выходили на Ай-Пи-О, становились публичными компаниями, чтобы дальнейшее развитие бизнеса не было связано с тем, что надо куда-то переезжать, надо куда-то уезжать, чтобы вот, что называется, город был бизнесом, там системой полного цикла, который бы выращивал не просто крупные компании в национальном масштабе, но и крупнейшие компании в мировом масштабе, и тем самым город бы оставался и укреплял свои позиции вот на, в качестве мирового города. Это крайне важная политика. И ее можно реализовать, только создав вот эту вот хорошую конкурентную среду, прозрачную среду, среду, в которой будет удобно разным компаниям и разным людям. И, конечно, в основе этого лежит город, который комфортен, который удобен москвичам, приезжим, который комфортен крупным компаниям, малым компаниям, приезжим, тем, кто здесь родился. И мне кажется, вот наша экономическая политика, по крайней мере те пять лет, которые она реализуется, показывает, что мы идем в правильном направлении. Впрочем, здесь московскому бизнесу и москвичам в первую очередь об этом судить.
ВЕДУЩИЙ: Максим Геннадьевич, спасибо. Спасибо, что рассказали москвичам, как устроена экономика города и какие у нее приоритеты. Спасибо.
РЕШЕТНИКОВ: Спасибо.
Источник: http://tv.m24.ru/videos/107720