Москва продолжает развивать экономику туризма. О том, как столица стала крупнейшим в России туристическим центром, «ВМ» поговорила с министром правительства Москвы, главой Департамента экономической политики и развития города Москвы Максимом Решетниковым.
В эти солнечные дни наша беседа о туристической экономике города состоялась в одном из летних кафе за чашкой кофе.
Вопрос: Максим Геннадьевич, что значит сегодня туризм для Москвы?
М. Решетников: В последние 20 лет о важности туризма для Москвы говорилось почти в каждой экономической дискуссии. Но сейчас, что называется, совпало несколько факторов, усиливших наши конкурентные преимущества: одновременно с масштабными работами по преображению облика столицы произошла девальвация рубля, которая сделала город существенно привлекательнее для иностранных гостей. По значимости для города туристическая сфера – это сегодня как вторая промышленность.
Текущая задача – правильно «упаковать» городской туристический продукт. Борьба за туристов с мировыми мегаполисами требует от Москвы формирования комплексного предложения, которое позволит привлечь новые потоки путешественников и обеспечить глубину охвата гостей столицы туристическими услугами. И в этом направлении уже многое сделано.
Туристические потоки в Москву в течение двух последних лет прибавляют почти по 3 процента. Ежегодно российскую столицу посещают порядка 17 миллионов человек.
Вопрос: Какие гости наиболее выгодны столице: внутренние или заморские приезжие?
М. Решетников: Москва рада всем гостям. Что касается экономики, то в последние годы наибольший доход приносит внутренний туризм. А большой внутренний турпоток, как правило, обеспечивает постепенное расширение внешнего.
Вопрос: А каковы показатели по так называемому событийному туризму?
М. Решетников: Это то направление, по которому город сделал качественный скачок за последние три года, в чем большая личная заслуга мэра Москвы Сергея Собянина, вице-мэра Натальи Сергуниной и наших коллег из Департамента торговли и услуг. На сегодня у города есть опыт, технология проведения масштабных праздников. Они стали регулярными, а это значит, их можно представлять на международном уровне как комплексный туристический продукт. Например, в 2016 году «Путешествие в Рождество» посетили несколько миллионов россиян и более 300 тысяч иностранцев. По расчетам, доля событийного туризма в Москву в 2016 году составит 10-12 процентов. Важный момент: целевую аудиторию городских фестивалей и праздников составляют те, кто приезжает в столицу по другим вопросам, например, на шопинг или лечение. В конечном счете это ведет к увеличению сроков пребывания туристов, а значит, росту поступлений в экономику города.
Вопрос: На чем сегодня экономят средства из городского бюджета? Будут ли их экономить, ограничивая в чем-то туристов?
М. Решетников: Город растет и благоустраивается в первую очередь в интересах москвичей и только потом – туристов. Но конечный продукт этих изменений одинаково важен и привлекателен для тех и других. При этом город весомо поддерживает туристический сектор. Поддержку в виде льготы по налогу на имущество получили гостиничный бизнес, стадионы, инвестирующие в свое развитие, а также небольшие магазины, культурно-развлекательные объекты и туристические компании на пешеходных улицах. Я бы сказал, что туризм – это долгосрочные окупаемые инвестиции.
Источник: «Вечерняя Москва»