О снижении административных барьеров в строительстве, создании уникального в России сводного плана подземных коммуникаций и переводе государственных услуг в строительстве в электронный вид корреспонденту портала «Строим Просто» рассказала Елена Поветкина, начальник управления оптимизации и контроля процедур в градостроительной сфере Департамента градостроительной политики города Москвы.
- Елена Леонидовна, расскажите о создании сводного плана подземных коммуникаций. Для чего проводится эта работа, какие плюсы получат застройщики и органы власти? Какие возможности откроет он для застройщиков?
- Сводный план это уникальный информационный ресурс. Для его создания оцифрована информация более чем из 300 тысяч документов о подземном пространстве Москвы, накопленных с 1944 года. Примеры подобных ресурсов имеет незначительное количество наиболее развитых стран. В частности, мы знаем о таких ресурсах в Нидерландах, Швейцарии и Германии.
Сводный план представляет собой кадастр подземного пространства Москвы. Он будет включать в себя все подземные части зданий, коммуникации и проекты по ним.
Создание такого плана позволит оптимизировать процессы подключения новых объектов к инженерным сетям и существенно сократить сроки инженерно-изыскательских работ для застройщиков. Такая информация нужна инвесторам для предварительной оценки инвестиционной привлекательности участка, понимания возможности его застройки.
Она исключительно важна для проектировщиков при выполнении проектных работ для строительства, а также для работ по благоустройству города. Полный и достоверный Сводный план сведет к минимуму необходимость проведения геодезических изысканий.
Подготовку этого плана планируется завершить до конца 2016 года.
- С 20 мая 2016 года в ГПЗУ - градостроительные планы земельных участков - включена информация из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений. Что это дало застройщикам?
- Все верно, теперь в Москве действует новый порядок выдачи ГПЗУ - в него включена информация из Сводного плана. Теперь для застройщика созданы условия для предоставления сразу нескольких услуг по одной заявке. В рамках ГПЗУ он получает максимально полную информацию обо всех градостроительных условиях и ограничениях развития его земельного участка.
- Всегда ли административные барьеры в строительстве - это негативный фактор?
- Не всегда. Иногда они защищают жителей города от рисков, связанных со строительством, поэтому к вопросу об их снятии надо подходить с разумной осторожностью. При упрощении существующего регулирования важно не переусердствовать: при снижении бремени административного контроля необходимо обеспечить безопасность строительства и контроля за развитием городской территории
Административные барьеры в строительстве можно разделить на три типа: барьеры федерального законодательства, барьеры московского законодательства и барьеры, связанные с доступом к услугам компаний-сетевиков, обеспечивающих подключение к коммуникациям. При этом федеральные и московские барьеры в достаточной степени урегулированы, тогда как порядок проведения процедур в рамках услуг по подключению к коммуникациям в основном не регламентирован. Одна из актуальных задач - распространить стандарты, действующие в отношении государственных организаций, на сетевиков.
- Какие наиболее крупные изменения по снижению административных барьеров произошли за последний год?
- Политика правительства Москвы по снижению административных барьеров, в том числе в строительной сфере, характеризуется двумя основными направлениями. Во-первых, это оптимизация порядка проведения административных процедур: устранение дублирования самих процедур между собой, «подчистка» перечней необходимых документов, выверка сроков и последовательностей действий, которые необходимо совершить должностному лицу. Например, в 2015 году отменено постановление правительства Москвы № 857, которое регламентировало земляные работы и обустройство строительных площадок. Оно предусматривало большое количество процедур, многие из них приходилось проходить многократно. Его отмена минимизировала количество процедур и согласований.
Во-вторых, это перевод государственных процедур в электронный вид. Фактически первое часто связано с последним и является обязательным этапом перевода процедуры в электронный вид. Это кропотливая, сложная и затратная по времени работа, которая позволяет обеспечить прозрачность процесса.
Как известно, Москва первой в России перевела ключевые госуслуги в строительстве в электронный вид. Сегодня через Интернет доступны 12 основных услуг в строительной сфере, 11 из которых предоставляются исключительно в электронном виде. Причем документы, которые имеются в наличии у других органов власти, не могут запрашиваться у заявителя и должны быть получены посредством электронного межведомственного взаимодействия.
- Каковы планы по переводу госуслуг в электронный вид на этот год?
- До конца 2016 года планируется сделать доступными через Интернет согласование специальных технических условий Москомэкспертизой и две услуги, связанные с ведением Сводного плана инженерных сетей и подземных сооружений. Это выдача технического заключения о соответствии документации Сводному плану и предоставление из него информации застройщикам.
Также ожидается переход на предоставление исключительно в электронном виде сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.