Градостроительный потенциал территорий, присоединенных к Москве более четырех лет назад, позволяет создать "город в городе". Однако сегодня уместнее говорить не о построенных квадратных метрах и километрах дорог, не о строительстве отдельных объектов, а о создании нового жизненного уклада, считает руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.Он рассказал "Московской перспективе" о том, как сегодня реализуется уникальная градостроительная задача.
Владимир Федорович, вы - профессиональный строитель. Тем не менее проект "Новая Москва" кардинально отличается от тех, в которых вам довелось участвовать?
- Я 35 лет в профессии, более 15 лет работал в Подмосковье, изучил регион и теперь участвую в создании новой Москвы. Необычайно интересное дело! Такой мегапроект отличается небывалыми не только для меня, но для всей градостроительной отрасли Россиимасштабами. Да и в мире подобных проектов реализовано не так много. Напомню, площадь присоединенных территорий почти в два с половиной раза больше, чем историческая столица. При этом более 75 гектаров занимают леса. Сегодня уже очевидно, что мегапроект "Новая Москва" - верное и своевременное решение. Думаю, здесь уместнее говорить не о построенных квадратных метрах, километрах новых дорог, а о создании принципиально нового жизненного пространства, где практически одновременно возводится все необходимое для людей. В этом смысле проект, бесспорно, уникальный.
В условиях экономического кризиса неизбежен отток инвестиций. Как это сказывается на темпах и объемах строительства?
- Минувший год как для департамента и всего стройкомплекса, так и для наших партнеров-инвесторов был весьма напряженным, тем не менее темпы строительства остаются высокими. За 2015 год построено порядка 3 млн кв. метров недвижимости, в том числе жилой - 2,5 млн кв. метров. Замечу, эти показатели выше результатов предыдущего года.
При этом объемы строительства объектов социального назначения не только не снизились, но даже выросли. За год на новых территориях сдано 17 социальных объектов. В их числе 11 дошкольных образовательных учреждений (9 из них - за счет инвесторов), 5 школ (4 - за счет инвесторов). В поселении Десеновское, ЖК "Новые Ватутинки", введена поликлиника. Причем за последний год социальных объектов ввели больше, чем за три предыдущих.
А за четыре года в ТиНАО ввели в эксплуатацию более 9 млн кв. метров различной недвижимости, в том числе около 7 млн кв. метров жилья, плюс 23 детсада, 8 школ, 8 поликлиник, 3 парковые зоны, построены и реконструированы 3 автомобильные дороги. Трендом для новых территорий стало строительство малоэтажного и индивидуального жилья, объемы которого составляют уже почти треть всей жилой недвижимости.
Что сделано для развития инженерной инфраструктуры на территории?
- Сейчас мы разрабатываем инженерную схему обеспечения всей новой территории Москвы газом, электричеством, водой, теплом. Все принципиальные вопросы уже решены: мы знаем, где взять электричество, как обеспечить теплом и водой территорию до 2035 года, как выполнить централизованную систему водоотведения.
Как отмечают специалисты по недвижимости, приход метро в новую Москву уже обеспечил повышение спроса на жилье. Как улучшается транспортная ситуация?
- Открылись две станции метрополитена - "Румянцево" и "Саларьево". Кстати, открывая станцию "Румянцево", заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин отметил, что благодаря двум новым станциям метро"Румянцево" и "Саларьево" на 20% улучшится транспортная ситуация в юго-западном секторе города: разгрузится станция "Юго-Западная" и прилегающие дороги, уменьшится вероятность возникновения заторов на Киевском шоссе у МКАД и на Ленинском проспекте. Кроме того, идет строительство 700 км новых дорог и расширяются существующие. Построим 135 км трамвайных линий, запустим новые автобусные маршруты.
Все это учтено в новых территориальных схемах и Генплане?
- Конечно, мы утвердили территориальные схемы развития ТиНАО: первая очередь до 2025 года и расчетный срок - 2025-2035 годы. Этот документ станет составляющей Генплана развития Москвы в целом. Проекты планировки уже сейчас детально проработаны. В новых границах предусмотрено создание социальной и дорожной инфраструктуры, рекреационных зон и не менее 1 млн рабочих мест.
Некоторые специалисты скептически оценивали планы строительства нового мегаполиса. Аргументировали такую позицию тем, что городскому бюджету не по силам такой мегапроект, а инвесторы заинтересованы только коммерческую выгоду получить - построить и продать жилье. Как вам удалось найти взаимопонимание с инвесторами?
- Взаимодействие с инвесторами не должно предполагать какого-либо административного давления. Суть такого партнерства в максимально эффективной работе структур строительного, социального комплекса города для привлечения инвестиций. Это сейчас инвесторы проявляют активную самостоятельность в строительстве на территории новых жилых комплексов детских садов, школ, поликлиник, зная, что наличием "социалки" во многом предопределяют растущий спрос на жилье. А четыре года назад воспринимали такое строительство как непрофильное, а значит, неприбыльное. Сегодня мы констатируем: три четверти социальных объектов в новойМоскве построено инвесторами.
В нынешнем году они уже ввели в эксплуатацию порядка 10 объектов для создания рабочих мест: бизнес-центры, магазины, производственные помещения - всего более 200 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости.
Бизнес-парки в ряде точек роста ТиНАО становятся их визитной карточкой. Мы видим это на примере офисных центров "Комсити" и "К2", где созданы все условия для создания достаточно профессиональных и высокооплачиваемых рабочих мест вблизи от новых жилых комплексов и микрорайонов. Бизнес-парк "G10" в перспективе будет занимать площадь 230 тыс. кв. метров, для компаний и предпринимателей здесь планируется создать все условия для работы, в том числе гостиничный комплекс, помещения для конференций, переговоров, деловых встреч. В 2016 году, по нашей оценке, в ТиНАО будет введено в эксплуатацию около 1 млн кв. метров нежилой недвижимости, значительная часть предназначена для новых рабочих мест. Есть и эксклюзивные проекты, которые только готовятся к реализации. Например, дизайнерский рынок в Кокошкине или складской комплекс в Николо-Хованском, который планируется строить с использованием "зеленых" технологий.
При этом идет опережающее создание мест приложения труда, чтобы компенсировать их недостаток в южной и юго-западной части мегаполиса. Это наша главная задача. Количество рабочих мест в ТиНАО за прошедший период возросло в 2 раза, на 85 тысяч.
Инвесторы готовы создавать и парки, которые вовсе не очевидны в коммерческой составляющей?
- Согласно Генплану на новых территориях столицы будет создано 86 парковых зон. В общей сложности такие зоны займут от 8 до 12 тыс. гектаров. Уже прошли конкурсы на создание двух больших тематических парков - "Глория Парк" и "Парк героев", стали известны инвесторы-застройщики. Замечу, что стоимость проектов "Парк героев" и "Глория Парк" оценивается в 1 млрд и 1,2 млрд руб. соответственно.
Как благоустраиваются природные территории ТиНАО?
- По Генплану все относительно крупные реки в ТиНАО (например, Пахра) должны быть приведены в порядок и благоустроены. Если крупный проект примыкает к реке, то мы рассмотрим предложение конкретных инвесторов, как они предлагают благоустроить набережные.
В этом году в ТиНАО должна появиться еще одна набережная, которую обустроят в Щербинке. Планируется очистить пруд в Барышевской Роще. Там появятся аллеи, газоны, цветники и фонари. На берегу водоема установят скамейки, обустроят дорожки для прогулок.
Экологический каркас новой Москвы не будет нарушен?
- Развивая новые территории, мы бережно относимся к зеленым насаждениям, водным ресурсам. На прошедшем недавно в столице Урбанфоруме-2016 Сергей Собянин подчеркнул, что присоединенные территории должны остаться легкими Москвы. И эта задача успешно реализуется на практике.
Чтобы сохранить экологический баланс, принято решение строить новую недвижимость только на свободных территориях, не затрагивая природные зоны. Убежден, что здоровье, комфорт и благополучие жителей новой Москвы стоит финансовых затрат и усилий строителей.