Краснопресненскую набережную продлят до улицы Шеногина и разделят на три зоны: многофункциональный террасный парк, многоуровневый линейный парк и пешеходную часть. Общая площадь благоустройства составит 10,5 га. Работы планируют завершить в 2019 году, рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Ключевым элементом благоустройства станет интенсивное озеленение набережной, которая сегодня практически лишена растительности. Всего будет высажено более 140 деревьев и 1 000 кустарников и разбито 17,7 га газонов. Набережная сохранит и свою транспортную функцию, и будет иметь проезжую часть с 4–6 полосами для движения, однако за счет их сужения до 3,25 м пешеходы получат дополнительное пространство.
«Краснопресненская набережная будет благоустроена в два этапа: участок от Смоленской набережной до „Москва-Сити“ протяженностью 2,3 км закончат в 2017 году, а продление до ул. Шеногина — в 2019 году. Набережную обустроят таким образом, что одинаково комфортные условия будут созданы для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Здесь появятся велодорожки, лавочки, кафе и различные городские сервисы, которые превратят безлюдную набережную в полноценную городскую улицу. Градостроительно-земельная комиссия Москвы под руководством мэра Сергея Собянина одобрила проект», — отметил Сергей Кузнецов.

Многофункциональный парк, протянувшийся вдоль Краснопресненской набережной от улицы Шеногина до Причального проезда, будет включать прогулочную парковую зону с ландшафтным дизайном. Тротуары шириной три метра будут хорошо освещены. Растения планируют сажать ярусами: сначала кустарники, а ближе к воде — многолетние травы и цветы. Здесь же будут располагаться смотровые площадки, лавочки и удобная городская мебель: скамейки и уличные диваны. Кроме того, именно рядом с этой парковой зоной предусмотрены остановки общественного транспорта, парковочные карманы, наземные переходы, а также причал для кораблей.
«Входы в парк будут совпадать с планировкой и застройкой прилегающих жилых кварталов, переходов и расположением остановок. На проезжей части будет четыре — шесть полос движения, крайние правые — для общественного транспорта», — рассказал архитектор.
Территория линейного парка самая протяженная — от Причального проезда до Белорусского железнодорожного моста. В этой зоне появятся двухярусные прогулочные террасы с лестницами, ведущими к воде, центральная зона разноуровневых фонтанов, места для занятия спортом, специальные площадки для детей, пикников и выгула собак, а также несколько кафе с открытыми верандами, ресторан, открытый кинотеатр, площадка естественного солярия со свободной wi-fi зоной и скейт-парк. Интересный элемент — портовые краны, приспособленные под арт-объект по аналогу парков в Лондоне и Гамбурге.
«На тротуарах планируется выполнить мощение из гранитной плитки, установить новые фонари, а также информационные стенды с точкой доступа Wi-Fi», — говорит Сергей Кузнецов.
В зоне линейного парка предусмотрена замена малоценных видов растительности с созданием новой природной среды, сформированной посадками преимущественно эндемичных видов растительности из приречных сообществ для создания естественной природной среды ландшафта набережной: плакучие виды ив и берез в древесном ярусе, кустарники барбариса, вереска и дерена; околоводная растительность — кувшинки, белокрыльники, заросли рогоза и камыша; декоративные виды деревьев и кустарников, бересклеты, боярышник, чубушник и спиреи для создания ярких акцентов; клены и рябины.
Пешеходная зона от ММДЦ «Москва Сити» до проектируемого линейного парка свяжет Пресненскую и Шелепихинскую набережные. На всем ее протяжении до природного парка Москворецкий будет проложен веломаршрут. Также появится еще один надземный пешеходный переход от набережной в Ботанический сад лекарственных растений. Проектировщики (ГУП «НИиПИ Генплана Москвы») не исключают возможности того, что в этой части набережной построят храм.
«Продление и благоустройство Краснопресненской набережной — лишь малая часть большого проекта по созданию общественного пространства и развитию территории вдоль главной водной артерии города. Протяженность береговой линии Москвы-реки в черте города составляет более 200 км, при этом значительная ее часть занята промзонами и имеет интенсивное автомобильное движение. Исправлять ситуацию мы планируем в рамках общей концепции развития прибрежных территорий, которая была выбрана при поддержке Москомархитектуры в ходе открытого международного конкурса. Там, где это возможно будет восстановлено речное сообщение, порты появится у „Москва-Сити“, на ЗИЛе, возле парка „Зарядье“. Всего вдоль реки будет создано порядка 40 современных общественных пространств», — добавил Сергей Кузнецов.