В рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади.
Проект представили партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере, главный архитектор Москвы и куратор секции Сергей Кузнецов и директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Тереза Иароччи Мавика.
«Этот проект уникальный в том плане, что его полностью делает частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы — отличный пример международного культурного диалога. Концепция музея была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также научно-методического совета Департамента культурного наследия и была принципиально одобрена», — отметил Сергей Кузнецов.
В проекте бюро Renzo Piano здание электростанции, построенное в 1904–1907 годах, сохраняется. Центральный неф, или галерея машинного зала — размерами 100×13 метров и высотой в 22 метра — будет полностью открыт и станет выставочным пространством, как и другие меньшие по размерам помещения электростанции, которые будут трансформированы в систему экспозиционных залов.
Антонио Бельведере: «Проект ГЭС-2 предусматривает создание пространства для людей. Мы не собираемся делать что-то большое и вычурное, мы хотим, чтобы здание само рассказало свою историю. Начали мы с определения места, важно, чтобы здание читалось, музей был хорошо виден с набережной. ТЭЦ ассоциируется с магией машин, с динамикой. Поэтому мы хотели, чтобы здание продолжало излучать энергетику, но уже культурную, творческую. Сейчас здание изнутри выглядит как огромный пустой собор. Мы решили сохранить максимально оригинальное здание, а внутри создать своеобразную улицу, вдоль которой будут группироваться выставочные пространства.»
Что касается материалов, архитекторы решили сыграть на контрастах: старую отделку дополняет бетон, чтобы четко отделить современное от прошлого.
«Мы хотим стереть границу между городом и музеем, создать пространство, демонстрирующее доступность, открытость, прозрачность, сделать такую „пьяццу“ перед фасадом, выходящем к реке, площадь, с которой люди будут попадать внутрь — прямиком на нашу символическую „улицу“. Также мы открываем все окна, чтобы все здание просматривалась снаружи», — говорит Антонио Бельведере.
На ГЭС-2 появятся общедоступная библиотека, книжный магазин, кафе, а также аудитория на 350 мест для проведения разноформатных событий.
«Наш музей — объект в динамике: человек проходит по зданию и каждый раз видит с его разных ракурсов. Это отражается не только в архитектуре, но и экспозиции. Музей, в который ты приходишь для того, чтобы просто на что-то посмотреть, — это устаревшее понятие. Мы же хотим сделать место, в котором молодежь могла бы в чем-то себя попробовать, проявить. Куда бы пришел человек, который принципиально не ходит в музеи, и открыл бы что-то новое для себя», — рассказала Тереза Мавика.
Важной частью проекта также станет небольшой березовый лес из 600 деревьев рядом с музеем. «Березовая роща будет гармонично выписываться в окружающую среду и будет служить естественным экраном, отделяющим эту зону от окружающей застройки. Мы планируем посадить 500–600 деревьев», — отмечает Антонио Бельведере.
Тема экологии и энергоэффективности пронизывает весь проект. Так, предусматривается использование солнечных панелей общей площадью 5 тыс. кв. м, которые позволят сэкономить до мегаватта энергии в день. Кроме того, будут задействованы и трубы бывшей ТЭЦ — их высота после реконструкции составит 70 метров, что позволит им осуществлять забор чистого воздуха из атмосферы через специальные генераторы.
«Я слежу за реализацией данного проекта, очень здорово, что в городе так активно реновируются промышленные территории. Москва сегодня — это площадка для реализации самых смелых и дерзких идей. В данном конкретном проекты мы выиграли дважды. Чтобы сделать музей, нам пришлось закрыть действующую ТЭЦ, которая обеспечивала электроэнергией ЦАО. Вместо неё появилась компактная новая энерго точка с самым современным оборудованием. Кроме того, мы сохраняем уникальный культурный объект, наполняем его новым смыслом, тем самым, обогащая культурную среду этого района», — отметил Александр Кибовский, руководитель Департамента культурного наследия Москвы.
Место проведения: г. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба.
Дополнительно вопросы по секции «Креативная среда и урбанистика» вы можете отправлять на почту press.mka@gmail.com или по телефону +7 (499) 766-21-71.