В результате масштабного благоустройства центра столицы в рамках проекта «Моя улица» на основных торговых улицах города заметно увеличились объем и количество торговых помещений, а доля вакантных площадей снизилась. Это зафиксировали аналитики рынка недвижимости*, которые проанализировали основные показатели развития уличной торговли в Москве за три квартала текущего года.
2016 год выдался непростым для развития торговой недвижимости, отмечается в исследовании. В течение первой половины лета операторы отмечали снижение трафика и товарооборота, многие из них освобождали занимаемые торгово-розничные помещения. Однако ожидаемого роста доли вакантных площадей по итогам III квартала текущего года не произошло, подчеркивают аналитики. Наоборот, на московском рынке активизировались ротационные процессы (во II–III кварталах 2016 г. на некоторых центральных улицах до 15 % помещений сменили арендаторов), что привело к заметному оживлению рынка street retail.
На пешеходных торговых улицах, в том числе на Арбате и Новом Арбате, на Никольской улице, в Камергерском переулке, на Кузнецком мосту и в Столешниковом переулке увеличение объема торговых помещений по сравнению с январем-сентябрем прошлого года составило 5,1 тыс. кв. м., а число торговых помещений выросло на 38 единиц. Доля вакантных площадей на пешеходных улицах Москвы уменьшилось на 1,2 %.
Как подчеркивают эксперты, пока еще рано говорить об изменении ставок аренды на улицах, благоустроенных в текущем году. В то же время опыт показывает, что в коридорах, ставших пешеходными в предыдущие годы, постепенно растут ставки аренды и сокращается доля вакантных площадей.
В центральных торговых коридорах Москвы – на Садовом кольце, Мясницкой, Новослободской и других центральных торговых артериях города рост street retail был наиболее заметен. Объем торговых площадей вырос на 58 тыс. кв. м., количество помещений операторов уличной торговли – на 400 единиц. Например, на Мясницкой, которая в прошлом году была реконструирована и адаптирована для пешеходного движения, в настоящее время практически нет свободных помещений ? доля вакантных площадей по сравнению с 2015 годом тут снизилась с 8 % до 1 %.
В свою очередь в торговых коридорах крупных магистралей, например Ленинского и Кутузовского проспектов, активно развиваются предприятия общепита и продуктовые магазины. Это привело к увеличению количества арендуемых торговых помещений на 50 единиц и общего объема торговых площадей на 14,5 тыс. кв. м.
Как подчеркивают аналитики, наиболее активными арендаторами новых благоустроенных улиц Москвы являются операторы общественного питания, продуктовые операторы (в том числе монопродуктовые сети), ювелирные магазины средней ценовой категории, операторы услуг и молодые дизайнеры с first-time-проектами.
По словам министра Правительства Москвы, руководителя Департамента экономической политики города Максима Решетникова, «мероприятия по обустройству городской среды активно меняют городскую экономику. С реализацией программы «Моя улица» были заложены основы для формирования комфортной городской среды, в которой и street retail, и московская индустрия времяпровождения в целом получили мощный импульс для развития».
Подробнее об экономике Москвы читайте здесь.
*Исследование компании Knight Frank, «III квартал 2016 года. Street Retail. Москва».