В этом году в Москве планируется построить 93 километра дорог, а также открыть 16 станций метро. Руководитель столичного Департамента строительства Андрей Бочкарёв в интервью mos.ru рассказал о том, что реконструкцию Щёлковского шоссе планируют завершить к Дню города, а под Калужским шоссе появится самый широкий тоннель в Москве. Он также рассказал, когда появятся парковки над Алабяно-Балтийским тоннелем.
— Андрей Юрьевич, сколько дорог и развязок будет построено в этом году?
— Планируем до конца года ввести в эксплуатацию 93 километра дорог, 20 новых пешеходных переходов и закончить строительство 26 искусственных сооружений: это крупные эстакады, тоннели, мосты и путепроводы через железнодорожные пути.
Строительство любого количества километров объездных дорог не решит проблему районов, разделённых железной дорогой. А путепровод через железнодорожные пути, пусть даже и небольшой протяжённости, — поможет. Поэтому для города строительство искусственных сооружений не менее важно, чем новые дороги.
— Назовите самые значимые из таких объектов?
— В конце января этого года Мэр Москвы открыл движение по автодорожному путепроводу вблизи платформы Щербинка, на 34-м километре Курского направления Московской железной дороги.
В этом году планируется достроить и открыть ещё пять автодорожных путепроводов.
Три путепровода через железнодорожные пути появятся в Переделкине, Крёкшине и Кокошкине. Они как раз помогут соединить районы, разделённые железной дорогой, и избавят людей от необходимости стоять в пробках на переездах или искать пути объезда.
Также завершим реконструкцию Богородского путепровода через МЦК и путепровода между 2-м Южнопортовым проездом и Южнопортовой улицей.
Другие важные проекты 2017 года — запуск двух тоннелей и семи эстакад на южном участке Северо-Западной хорды и окончание первого этапа реконструкции Калужского шоссе (с 20-го по 49-й километр). После завершения первого этапа там появятся два тоннеля, два моста и одна эстакада.
— Путепроводы, о которых вы рассказали, будут бесплатными для автомобилистов?
— Конечно, они будут бесплатными. Строительство ведётся полностью за счёт столичного бюджета.
Крупные объекты транспортной инфраструктуры настолько сложные, дорогие и так долго окупаются, что обязательства по ним может выполнить только государство, городские власти. Не бизнес. Такие объекты строятся не для получения прибыли, а для того, чтобы сделать жизнь горожан комфортнее. Это долгосрочные, но лучшие инвестиции в экономику города.
Так же и со строительством метро. Если бы эти средства закладывали в стоимость проездных, боюсь, мы с вами не смогли бы себе позволить прокатиться в подземке. Поэтому такие крупные объекты не окупаемы для частного бизнеса.
— Какие работы будут проводиться на МКАД в этом году?
— Заканчиваем работы на транспортной развязке на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей. Приступим в этом году к реконструкции участка МКАД от Каширского до Варшавского шоссе. Туда входит и транспортная развязка на пересечении с Липецкой улицей. Также реконструируем развязку от улицы Верхние Поля до Бесединского моста через Москву-реку, включая развязку на пересечении с улицей Верхние Поля.
Сейчас завершается проектирование этих объектов. В ходе реконструкции МКАД от улицы Верхние Поля до Бесединского моста будут построены съезды к торговому центру «Мега Белая дача» и рынку «Садовод». Также нам предстоит строительство дополнительных съездов, боковых проездов, надземного пешеходного перехода на 14-м километре Кольцевой автодороги и у рынка «Садовод» для перехода через улицу Верхние Поля.
На участке от Каширского до Варшавского шоссе будет реконструировано четыре километра дорог. Мы построим три тоннеля и дополнительные съезды.
В целом за последние шесть лет мы реконструировали 13 развязок на Московской кольцевой. На месте так называемых клеверных развязок, которые были главной причиной пробок в местах пересечения МКАД с другими магистралями, появились направленные съезды. Кроме того, в этом году начнут готовить проекты работ по реконструкции ещё девяти участков МКАД.
— Сейчас идёт строительство трассы Солнцево — Бутово — Видное на участке от Киевского до Калужского шоссе. На каком этапе работы?
— Первый участок — от Киевского до Калужского шоссе — сдадим к осени 2018 года. Идёт проектирование других участков. На отрезке трассы Солнцево — Бутово — Видное от Калужского шоссе до ТПУ «Столбово», под Калужским шоссе, будет построен самый широкий (около 100 метров) тоннельный участок в городе.
Он будет состоять из совмещённого трёхсекционного тоннеля прямого хода шириной 70 метров. Между встречными потоками автотранспорта разместится тоннель для участка метрополитена от станции «Саларьево» до будущей станции «Столбово». По обе стороны этого совмещённого тоннеля будут построены тоннели для въезда и выезда с магистрали на Калужское шоссе.
— Андрей Юрьевич, расскажите подробнее, что сейчас происходит на Калужском шоссе?
— На Калужском шоссе движение транспорта по основному ходу от МКАД до посёлка Коммунарка было запущено ещё в сентябре прошлого года. Это участок длиной 3,5 километра. Для движения было открыто семь крупных искусственных сооружений, в том числе путепровод, эстакады, тоннели и так далее. В этом году получено разрешение на ввод эстакады в районе посёлка Сосенки.
А реконструкцию участка магистрали от МКАД до посёлка Сосенки вместе с благоустройством прилегающей территории мы закончим в мае этого года. Полностью реконструкция Калужского шоссе должна быть завершена в 2018 году. Общая протяжённость отремонтированной дороги составит более 25 километров, на шоссе появятся мосты, эстакады, восемь надземных и три подземных перехода.
— А что будет с реконструкцией Щёлковского шоссе? Смена подрядчика надолго отложила открытие объекта?
— К сожалению, предыдущий подрядчик не выполнил свои обязательства и не уложился в сроки. И с этой компанией мы расторгли контракт. В августе прошлого года генеральным подрядчиком стала другая компания. Она должна завершить строительно-монтажные работы на Щёлковском шоссе.
В сентябре прошлого года было открыто движение по эстакаде на пересечении Щёлковского шоссе с 9-й Парковой улицей. Сейчас на шоссе обустраивают заездные карманы на остановках общественного транспорта, делают четыре подземных пешеходных перехода. Стоит задача полностью завершить реконструкцию Щёлковского шоссе к Дню города.
— Ещё одна важная завершённая стройка для транспортной инфраструктуры города — это Алабяно-Балтийский тоннель. Его открыли в 2014 году, а когда появится паркинг над ним?
— У нас там будет два паркинга. Один — механизированный на 124 места, он откроется летом. А немеханизированный — на 417 мест — начнёт работать в конце года. Так как Алабяно-Балтийский тоннель залегает глубоко, нам пришлось сделать большие выемки грунта для проходки. И чтобы не засыпать грунт обратно, было принято решение сделать над тоннелем паркинги. Сейчас идёт монтаж конструкций.
— Расскажите, какие станции метро откроют в этом году?
— 16 марта Мэр Москвы открыл три новые станции: «Минскую», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» Калининско-Солнцевской линии. В этом году осталось открыть 16 станций.
На этой же, Калининско-Солнцевской, линии будет построено ещё семь станций: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».
На Люблинско-Дмитровской линии завершится строительство станций «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». На Замоскворецкой линии откроется «Ховрино», а на Филёвской — второй вестибюль «Международной».
В этом году мы также откроем первые станции Третьего пересадочного контура (ТПК): «Деловой центр», «Шелепиху», «Хорошёвскую», «ЦСКА» и «Петровский парк».
Строительство всех станций мы ведём классическими способами с использованием самых надёжных и проверенных технологий. Применяем тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК — специальные машины для прокладки тоннелей), с их помощью мы в несколько раз быстрее прокладываем тоннели. Сейчас строительство метро в Москве идёт небывалыми темпами.
— А на чей опыт ориентируетесь в этой работе?
— На опыт ведущих метрополитенов мира. Но Московский метрополитен также один из лучших в мире, поэтому собственная практика и опыт прошлых лет играют важную роль в нашей работе.
— Андрей Юрьевич, а что даст москвичам Третий пересадочный контур?
— Прежде всего ТПК даст транспортную связь между районами Москвы, удалёнными от центра. Его задача — объединить разрозненные сегменты города в единую сеть. Сейчас многим людям, чтобы перемещаться из одного района в другой на окраине города, требуется выстраивать свой маршрут через центр. Это долго и неудобно. Мы хотим помочь им сократить время в пути.
В этом году будет готов первый участок ТПК от «Петровского парка» до «Делового центра». И он уже улучшит транспортное обслуживание районов Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский и Савёловский. Снизится загрузка станций в центре, появятся более комфортные условия для посадки и высадки пассажиров, метро как вид транспорта станет более привлекательным для москвичей.
Помимо этого участка в стадии строительства сейчас находится северо-восточный участок ТПК от «Нижегородской» до «Электрозаводской», его планируется завершить в следующем году.
К строительству остальных участков мы планируем приступить до конца года. А сдавать их будем на рубеже 2020–2021 годов. ТПК — это более 60 километров новых линий и 31 станция.
— Андрей Юрьевич, звучала информация о том, что станцию «Нижние Мнёвники» могут построить и законсервировать. Такие предположения появились из-за того, что не принято окончательное решение о строительстве Парламентского центра. Это так?
— Метро в Мнёвниковской пойме появится вне зависимости от реализации проекта по строительству Парламентского центра. При проходке метро не реже, чем через каждые три километра, необходимо размещать станцию или эвакуационный выход. Расстояние между соседними станциями Третьего пересадочного контура в случае, если не построить станцию в Мнёвниковской пойме, будет около семи километров. Стоимость строительства эвакуационного выхода составляет примерно 70 процентов от стоимости самой станции. Таким образом, для города экономически целесообразно строить здесь станцию.
— Будут ли в итоге станции «Ховрино» и «Беломорская» Замоскворецкой линии открыты одновременно?
— Станция «Ховрино» находится в высокой степени готовности. А на площадке «Беломорской» сейчас ведутся работы по сооружению ограждающих конструкций станционного комплекса. Так как «Беломорская» будет находиться на перегоне между станциями «Ховрино» и «Речной вокзал», нам необходимо в кратчайшие сроки построить основные конструкции станции. Тогда поезда, идущие к станции «Ховрино» и обратно, смогут проезжать «Беломорскую» без остановки (как это было на станциях «Спартак» и «Технопарк»). Таким образом, движение поездов на участке «Речной вокзал» — «Ховрино» будет открыто в этом году, а станция «Беломорская» будет достраиваться и откроется уже в 2018 году.
— Вы входите в штаб по реализации программы реновации жилого фонда. Именно Департамент строительства курирует возведение новых домов для тех, кого переселяют из сносимых пятиэтажек. Расскажите, пожалуйста, как осуществляется контроль качества в этой сфере?
— Существует государственная система контроля и ответственности за качество выполненных работ. Есть специальный орган исполнительной власти — Государственный строительный надзор, который не входит в структуру Департамента строительства. Он выполняет приёмку всех работ.
Нет никакой разницы между жильём, которое строится для переселения из пятиэтажек, и, скажем, домами для очередников, которые не являются жильцами пятиэтажек. У нас единые стандарты качества и безопасности.
Перед нами стоит задача, направленная на кардинальное улучшение условий жизни людей в Москве. Важно не только построить качественное жильё, но и создать комфортную городскую среду: оснастить прилегающую территорию, озеленить и благоустроить её, обеспечить социальной инфраструктурой. Такие колоссальные задачи в городе ранее никогда не решались. Людям должно быть приятно жить, гулять в своём районе.
Эти вопросы в том числе решает штаб по реализации программы реновации пятиэтажек, которым руководит лично Мэр Москвы.
— Будут ли частных инвесторов привлекать к строительству новых домов?
— Первый этап реновации будет финансироваться из городского бюджета. Сначала нам нужно отработать механизм, учесть все вопросы и сложные моменты, исключить возможные ошибки. В будущем к участию в программе планируем привлечь инвесторов. Главное, чтобы инвестор имел положительный опыт в строительстве — создавал добротные, удобные, красивые и качественные дома.
— В Москве последние два года идут две колоссальные стройки — строительство парка «Зарядье» к юбилею города и обновление стадиона в «Лужниках» к ЧМ-2018. Расскажите, в каком состоянии парк и стадион сейчас?
— Реконструкция главного стадиона страны — Большой спортивной арены «Лужников» — ведётся с опережением сроков. Строительство планируется завершить во втором квартале этого года. На трибуны стадиона уже установлены более 66 тысяч фанатских кресел. Почти готовы VIP-зоны для болельщиков и ложи для СМИ. Полностью завершена отделка скайбоксов (VIP-ложи. — Прим. mos.ru), монтаж лифтов, архитектурного освещения, выходов на кровлю стадиона, ограждений для лестниц и трибун.
Натуральный газон стадиона хорошо пережил зиму, трава проросла на глубину 15–17 сантиметров. Фактически на этом поле уже сегодня можно играть в футбол. Само поле стоит сравнить со слоёным пирогом. Для создания газона было посеяно 450 килограммов семян травы, специально подобранной под наши климатические условия. Под газоном проложено более 35 километров труб для дренажа, обогрева, полива и аэрации (воздухообмена).
Испытание стадион пройдёт задолго до чемпионата мира по футболу. Оно запланировано на осень этого года. Знаю, что это будет матч, который соберёт полные трибуны болельщиков.
Что касается парка «Зарядье», то сейчас там уже полностью сформирован ландшафт, завершено устройство подземного паркинга.
Продолжается высадка деревьев, которые из-за погодных условий не успели высадить в прошлом году. Осталось высадить порядка 40 крупномерных деревьев из запланированных с прошлого года 251. В марте было высажено восемь елей. А в апреле к ним добавятся дубы, клёны и берёзы. После завершения озеленения в «Зарядье» будут расти 400 лиственных крупных деревьев. К высадке кустов и многолетних цветников планируется приступить в мае. До майских праздников мы хотим закончить монолитные конструкции парящего моста.
В ближайшее время начнётся установка датчиков и экранов медиацентра «Зарядья», стартуют отделочные работы в ледяной пещере. Также в апреле мы начнём монтировать стеклянную кору «Зарядья», которая накроет филармонию и создаст искусственные климатические условия для одной из зелёных зон парка. Завершится её установка в мае.
В парке ещё только предстоит смонтировать конструкции зданий и помещений, проложить главную гранитную лестницу, провести внутреннюю отделку объектов. Впервые увидеть «Зарядье» изнутри горожане смогут в сентябре, парк будет готов к 870-летию Москвы.