ВЕДУЩАЯ: Андрей Юрьевич, здравствуйте.
БОЧКАРЕВ: Здравствуйте, Лена.
ВЕДУЩАЯ: Ну, такого масштаба строительства метро в Москве, мне кажется, вообще никогда не было. То есть, ни в советское время, ни, тем более, потом. 19 станций должно запуститься в этом году. Кому скажешь , никто не верит. Что это за станции? Неужели так быстро можно строить?
БОЧКАРЕВ: Безусловно! Программа Мэра Москвы по развитию метрополитена подразумевает, что за 10 лет, начиная с 2011 года, общая протяженность линий Московского метрополитена должна увеличиться фактически на 50%. Т.е. за 10 лет мы должны построить половину от того, что было построено за предыдущие 75 лет.
ВЕДУЩАЯ: Так и есть, да.
БОЧКАРЕВ: Вы правильно говорите, на этот год поставлена задача построить 19 новых станций и 42 километра линий. 7,2 километра мы уже запустили. Мэр Москвы Сергей СеменовичСобянин, открыл участок метро протяженностью 7,2 километра от Парка Победы в Раменки. Люди уже интенсивно пользуются эти участком метро.
ВЕДУЩАЯ: Желтая ветка.
БОЧКАРЕВ: Да, мы ее так называем – Калининско-Солнцевская. И уже третий год ведутся работы по продлению этой линии в Солнцево и далее в Рассказовку.
ВЕДУЩАЯ: До Рассказовки в этом году планируете довести?
БОЧКАРЕВ: Хотим завершить строительство. Далее, мы продлеваем Люблинско-Дмитровскую линию. Вот в прошлом году мы запустили участок до Петровско-Разумовской, а в этом планируем открыть движении до станции «Селигерской, расположенной на пересечение Коровинского и Дмитровского шоссе.
ВЕДУЩАЯ: Там очень нужно метро.
БОЧКАРЕВ: Очень нужно метро. Там около 600 тысяч человек живут, большинство вынуждены сейчас до «Петровско-Разумовской» добираться на наземном транспорте.
Далее, первый участок Третьего пересадочного контура. Сложный оказался участок. Очень много водонасыщенных грунтов. С мая прошлого года по ряду участков в круглосуточном режиме ведем работы по водопонижению. Но все нормально. Я думаю, что мы где-то летом завершим работы.
ВЕДУЩАЯ: Петровский парк…
БОЧКАРЕВ: «Петровский Парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха», «Деловой центр» - 5 станций.
Дальше. Мы фактически год назад достроили станцию «Ховрино». Но в этом году мы должны заложить станцию «Беломорская» на перегоне между «Речным вокзалом» и «Ховрино». «Ховрино» откроем в этом году, а «Беломорскую» будем достраивать в следующем.
Огромная программа, колоссальная, вот 19 станций. Подчеркиваю, три мы уже запустили, осталось 16. То есть из 42-х километров линий 7 уже сдали.
ВЕДУЩАЯ: Очень много работ до конца года, да.
БОЧКАРЕВ: Огромная работа. Но, думаю, что мы справимся. Все на это нацелено, наши подразделения работают без выходных.
«Нижняя Масловка» станция Третьего пересадочного контура. Но мы ее сдаем в 18-м году. Это связано с тем, что это станция глубокого заложения.
ВЕДУЩАЯ: Глубокого заложения, да.
БОЧКАРЕВ: Расположена станция в очень стесненных условиях – рядом с Савеловским вокзалом. Тоже сложные грунты.
ВЕДУЩАЯ: А много таких станций глубокого заложения, как Нижняя Масловка?
БОЧКАРЕВ: Но вот уже мы стараемся не уходить на такие глубины, почему, потому что это действительно сложная проходка. Мы завершаем работы на Люблинско-Дмитровской линии до Селигерской, это были самые большие линии глубокого заложения, Нижняя Масловка. Есть участок, как Вы сказали правильно, Деловой центр–Волхонка – самая глубокая, самая тяжелая, ее даже в советское время боялись даже к ней прикоснуться, потому что очень..
ВЕДУЩАЯ: Там не случайно нет метро?
БОЧКАРЕВ: Там не случайно нет метро, это сложная, с точки зрения технической, технической, прохождения очень серьезных участков..
ВЕДУЩАЯ: Из-за реки?
БОЧКАРЕВ: Река, водонасыщенные слои, подземные, скажем так, участки рек и ручьев. Очень сложная ситуация. Проходить ее надо очень аккуратно. Это большие капитальные затраты. Мы к ней готовимся очень серьезно. Пока не будем говорить сроки его ввода.
ВЕДУЩАЯ: А Третий пересадочный контур когда будет полностью готов, в 20-м году или позже?
БОЧКАРЕВ: Ну, мы думаем, 20-21-й, Лен, потому что это более 60-ти километров.
ВЕДУЩАЯ: Самое большое кольцо, да, Москвы.
БОЧКАРЕВ: 31 станция. Участок от «Петровского парка» до «Делового центра» почти готов. Развернуты работы на северо-восточном участке, это от «Нижегородской» до «Рубцовской» и далее до «Шереметьевской». А до конца года начнем работы на всех остальных участках. В 20-ом, ну, может быть, 21-ом году планируем запуск.
ВЕДУЩАЯ: Я знаю, что Москва активно перенимает международный опыт. И вот, например, участок от Аминьевского шоссе до Проспекта Вернадского будут строить коллеги из Китая. Это так?
БОЧКАРЕВ: Да, все правильно, мы привлекаем к сотрудничеству одну из крупнейших в мире корпорацию, которая занимается железнодорожным строительством, которая построила огромное количество как линий метрополитена, так и высокоскоростных магистралей.
ВЕДУЩАЯ: В Китае или в мире?
БОЧКАРЕВ: В Китае, в Китае.
ВЕДУЩАЯ: А в каких городах?
БОЧКАРЕВ: Она работает почти в 30-ти городах страны.
ВЕДУЩАЯ: То есть во всех крупнейших мегаполисах.
БОЧКАРЕВ: Во всех крупнейших мегаполисах. Компания обладает своими технологиями, в том числе по производству тоннелепроходческих комплексов, которые производятся, по большому счету, по германским технологиям.
При Советском Союзе не было достаточных ресурсов. Но нам нужно быстрее решать транспортные проблемы, поэтому мы вводим дополнительные ресурсы, мы привлекаем метростроителей со всей России, из стран СНГ, но даже этого недостаточно для реализации нашей программы. Поэтому этот участок будут строить китайские партнеры. Их задача произвести проходку и возвести основные конструкции станционных комплекосв. Инженерным оснащением участка, скорее всего, будут заниматься российские компании. Привлечение китайского подрядчика здорово посодействует ускорению строительству кольца и его запуску.
ВЕДУЩАЯ: То есть они ответственны за скорость?
БОЧКАРЕВ: Они ответственные за качество, скорость.
ВЕДУЩАЯ: Но вот когда открывается метро, конечно, это всегда событие большое, очень много привлекает внимания журналистов, это понятно. А вот о строительстве депо как-то многие забывают, что вообще эти депо есть, что их нужно строить. Ведь метро же не справится с такой большой нагрузкой новых линий?
БОЧКАРЕВ: Все правильно, да. Метро или, скажем, станции – это то, что видят люди, пассажиры.
ВЕДУЩАЯ: Чем они пользуются.
БОЧКАРЕВ: Конечно. Но сердцем метро, на самом деле, является, правильно Вы говорите, депо. Депо – это то место, где поезда ежедневно проходят техническое обслуживание, осмотр, необходимый ремонт. И без наличия депо нет никакой вообще возможности обеспечить движение.
ВЕДУЩАЯ: Сколько новых сейчас проектируется?
БОЧКАРЕВ: Программа развития Московского метрополитена включает в себя строительство 8-ми новых и реконструкцию 4-х действующих депо. Ряд депо уже построены и реконструированы. В конце этого года будут достроены депо «Лихоборы» и «Солнцево», идет строительство депо на других линиях. Они расположены в разных районах города, для того чтобы обеспечить короткие отрезки по перемещению составов с линий в депо на технический осмотр и запуск утром уже в работу.
ВЕДУЩАЯ: Мне вот просто интересно, строительство депо технологически это сложнее станций метро, или также, или там вообще все по-другому?
БОЧКАРЕВ: С точки зрения возвещения зданий они несложные, это достаточно..
ВЕДУЩАЯ: Это на поверхности?
БОЧКАРЕВ: Да.
ВЕДУЩАЯ: Ничего не надо копать.
БОЧКАРЕВ: Да, с одной стороны. С другой стороны, большая сложность в оснащении серьезным оборудованием для ремонта и технического обслуживания вагонов, тяговых узлов самих составов. И мы приобретаем в том числе и высокотехнологичное зарубежное оборудование, например, для выполнения операций по выправке колесных пар, по контролю за электронным оборудованием. Потому что нынешние новые поезда, которые запускаются, они требуют очень серьезной материально-технической базы, которой не было для поездов предыдущих серий. Поэтому новые депо – это, по большому счету, высокотехнологичные заводы по обслуживанию. И вот именно интеграция технологического оборудования является сложностью.
ВЕДУЩАЯ: Совсем мало остается времени. У меня есть еще один вопрос. Вы когда перечисляли новые станции метро, которые появятся на карте, ничего не сказали про Сокольническую ветку, про юго-запад Москвы. Там же за станцией Саларьево тоже появятся новые участки?
БОЧКАРЕВ: Да, но она появится не в этом году. Лена, да, мы в этом году начинаем работы по продлению от Саларьево до Столбово. Это порядка 10-ти километров. Часть линии пройдет в наземном исполнении между двумя частями нашей магистрали – «Солнцево-Бутово-Видное». Мы в этом году приступаем к развертыванию работ. И мы хотим ударными темпами сделать так, чтобы где-то в 18-м году и этот участок пустить в эксплуатацию.
ВЕДУЩАЯ: Андрей Юрьевич, можно, конечно, бесконечно говорить о метро, мне кажется, еще больше, чем о дорогах. Поэтому, я думаю, что эта встреча не последняя. Спасибо Вам большое.
БОЧКАРЕВ: Спасибо большое.