Трехпролетная триумфальная арка северного входа на ВДНХ открывается после реставрации. На сегодня это единственное сооружение выставки, которое внешне почти не изменилось с 1939 года — арку ни разу не перестраивали.
Реставраторы восстановили декор и частично вернули уникальные горельефы. Теперь арку можно будет увидеть такой, какой она открылась почти восемьдесят лет назад и какой осталась на кадрах старых советских фильмов. Она появлялась в картинах «Подкидыш» 1939 года, «Светлый путь» 1940 года, «Свинарка и пастух» 1941 года и «Дом, в котором я живу» 1957 года.
Главный вход на ВСХВ
Изначально (в конце 1930-х) именно северный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку был главным. Первую арку здесь построили в 1937 году по проекту Вячеслава Олтаржевского. Но руководство страны не оценило простоту декора, посчитав, что он не соответствует грандиозному замыслу ВСХВ. Тогда решено было демонтировать еще и часть готовых и строящихся павильонов.
Новую арку площадью 66,5 квадратного метра построили по проекту Леонида Полякова. Она стала начальной точкой осмотра выставки: пройдя сквозь своды, посетители попадали на Административную площадь, а оттуда через главную аллею — к главному павильону с 52-метровой башней. Венчавшая башню скульптура «Тракторист и колхозница» — эмблема ВСХВ — была хорошо видна еще на подходе к арке.
Белоснежные пилоны трехпролетной арки с широкими проходами были украшены золоченым орнаментальным рельефом. Тематические горельефы, которые прославляли величие и силу коллективного труда, создал скульптор Георгий Мотовилов. Но до сегодняшнего дня их оригиналы не сохранились. Не осталось и располагавшихся по обе стороны от арки касс — их разобрали в 1970-х годах. На самом фасаде уцелел сплошной рельефный декор — гирлянды из плодов, колосьев, виноградных лоз, отлитые из белого цемента, а на сводах боковых объемов — лепнина с геометрическим рисунком.
В послевоенные годы, когда родилась идея реконструировать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, вход с аркой архитектора Полякова стал называться северным, а для нового главного входа еще более монументальную пятипролетную арку построил Иннокентий Мельчаков. Сверху на нее водрузили 32-метровых «Тракториста и колхозницу».
Вторая молодость арки
За почти 80-летнюю историю своего существования арка северного входа ни разу не перестраивалась и не реставрировалась. Без правильного ремонта она пришла в состояние, близкое к аварийному. При этом были утеряны элементы декора наружных плоскостей пилонов и внутренних стен арочного прохода.
Реставрировать уникальный памятник истории начали в сентябре 2016 года. Поскольку арка имеет статус объекта культурного наследия, работы проводили по проекту, согласованному Мосгорнаследием.
В течение полугода здесь провели работы по усилению стен, укрепили кирпичную кладку, воссоздали несущие металлоконструкции каркаса, заменили кровельное покрытие, провели электромонтажные и другие работы, привели в порядок гранитный цоколь. Реставраторы воссоздали декоративный декор, лепнину и частично горельефы. Четыре скульптурных рельефа появились на фасадной части арки.
Для отделки стен реставраторы использовали так называемую каменную штукатурку. Прочное покрытие делают по особой технологии с применением крошки дробленых горных пород. Оно сохраняется десятилетиями без специального ухода.
Новая жизнь ВДНХ
На территории ВДНХ находится 50 объектов культурного наследия, большую часть которых отреставрируют в ближайшие годы. Масштабные восстановительные работы начались в 2014 году, когда главная выставка страны была передана Правительству Москвы.
До этого исторические павильоны долгое время сдавали в аренду под торговые точки и склады. Из-за неправильного обращения были уничтожены экспозиции павильонов «Центральный», «Культура» (бывший «Узбекская ССР») и других. Под складское помещение приспособили даже ресторан «Золотой колос». Еще несколько павильонов уничтожили пожары. В итоге к началу реставрации почти все исторические памятники находились в аварийном состоянии, а фонтан «Золотой колос» частично обрушился.
Сначала с территории ВДНХ было решено убрать все незаконные постройки, палатки и рекламные конструкции. Торговля в исторических павильонах оказалась под запретом. В 2014 и 2015 годах в более чем 50 зданиях были проведены противоаварийные работы, а уже после началась более глубокая реконструкция и реставрация.
В частности, работы провели в павильонах № 18 «Беларусь», № 16 «Гидрометеорология», № 57, называвшемся до 1992 года «Товары народного потребления». В последнем был открыт исторический парк «Россия — моя история».
Восстановительные работы обернулись неожиданными находками. В центральном зале павильона № 1 «Центральный», например, под слоем штукатурки скрывались декоративные арки, а в соседнем зале — картины, забытые на несколько десятилетий. В этом здании были обнаружены горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954 год) и живописное полотно Александра Герасимова 1953 года.
В павильоне «Космос/машиностроение» нашли считавшиеся утраченными исторические подиумы, элементы отделки стен и дверей, под куполом за фальшпанелями скрывались гербы. А во время работ в павильоне № 62 «Охрана природы» специалисты столкнулись с проблемой воссоздания утраченных стекол в центральном холле. Он был построен из сталинита — особой марки закаленного стекла. Обследуя павильон, рабочие нашли два ящика уникального материала, сохранившихся со времени постройки здания.
В прошлом году начались работы по реставрации зеленых партеров центральной аллеи ВДНХ. Они восстанавливаются в том виде, в котором были созданы в 1954–1958 годах. В этом году начнется реставрация 29 объектов и памятников, среди которых крупнейшие объекты выставки. Работы стартуют на 17 фонтанах ВДНХ, в том числе «Дружбе народов», «Каменном цветке» и «Золотом колосе». Будут восстановлены их архитектурные элементы и инженерная инфраструктура, которая за шестьдесят с лишним лет пришла в негодность.
Этим летом реставрационными работами будет охвачена вся центральная часть ВДНХ. Их планируют завершить к началу лета 2018 года. К этому же времени будут отреставрированы арки еще двух входов на территорию — центрального и южного.
Все проекты реставрации памятников архитектуры проходят независимую экспертизу. Исторический облик павильонов, арок и фонтанов бережно восстанавливают ведущие специалисты в области реставрации объектов культурного наследия. После завершения работ в отреставрированных павильонах будут открыты современные музеи и выставки.