В: Темпы вводимого в строй нового жилья привели к тому, что цены на недвижимость в Москве снижаются не первый год. Уменьшается ставка по ипотека, ну, а в рейтингах развития Москва обгоняет азиатские мегаполисы, хотя этот регион считается трендом для всего мира. 
В чем мы лучше и какие проблемы решить до сих пор не получается? Иван Евдокимов разбирался.(сюжет)

КОРР: Вот на этом Земном шаре московская агломерация занимает если не самое большое место, то очевидно, место значительное. Причем в один голос и урбанисты, и технологи, и архитекторы заявляют: проблемы у мегаполисов - и мегаполисов азиатских, европейских и, конечно, у России, одинаковы, только вот одной пилюли и одного лекарства, чтобы одним взмахом руки решить их, не существует.

В утренние и вечерние часы пик вот такая картина на городских магистралях по направлению в центр города - дело для Москвы обычное. В центре сосредоточена практически вся производственная, транспортная и культурная жизнь столицы. Такую многокомпонентную систему урбанисты называют сложным термином "агломерация". Многие жители "спальных" районов или даже Подмосковья сначала добираются в центр на работу, а потом возвращаются домой. И если большая часть Европы уже пережила засилье офисов и предприятий в исторической части мегаполисов, то в нашем городе это стало проблемой, говорят эксперты. 
ЕКАТЕРИНА ШАПОЧКА (ПАРТНЁР PWC В РОССИИ, ЧЛЕН ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ): Это концентрация экономической активности, то есть вот если она, действительно, сосредоточена в центре, это мешает развитию того, что мы называем полицентрической агломерацией, это создает транспортные проблемы, это даже, собственно, влияет на производительность труда. То, что мы и показываем. В Москве эта проблема очевидным образом есть, и как раз вот в этом и состоит как бы задача, наверное, исследования, чтобы дать общее представление о том, как другие справляются с этими проблемами. Но здесь мы видим, что и Москва развивает, например, Новую Москву, да, и Московская область развивает индустриальные парки, привлекая туда экономическую активность, для того чтобы снизить давление на центр. 
КОРР: Решение, считают эксперты, власти столицы пять лет назад нашли правильное: это развитие новых территорий. За МКАД стали появляться технопарки и технополисы, а бонусом ко всему за Кольцевую наконец-то пришло метро.

ВЛАДИМИР ЖИДКИН (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОСКВЫ): Самое главное, что Новая Москва развивается комплексно. Это главный принцип, который обеспечивает комфортную среду для жизни горожан Новой Москвы. Мы одновременно строим метро, строим дороги, уже построили более пятидесяти километров дорог на новой территории.
КОРР: Специалисты делают акцент: все проблемы агломераций - из-за технического прогресса. Город порой физически не успевает за потребностями жителей. Например, по наблюдению иностранных экспертов, пешеходная зона Тверской и Садового была еще шесть лет назад просто непригодна для прогулок и мелкого бизнеса. Для решения власти запустили программу "Моя улица". Тротуары расширяют, кафе строят открытые веранды, но при этом ремонт улиц влияет на транспортную ситуацию в городе, то есть решение одной проблемы породило другую. И так, считают урбанисты, происходит во всем мире.
СУБХАШ ШАМРАО ПАТИЛ (ПАРТНЁР PWC В ИНДИИ): Я вот здесь, в Москве, вижу, как все раскопано. Идет огромный ремонт. И люди из-за этого страдают. Но тем не менее через несколько лет это должно все закончиться. И в России осуществляются, как я вижу, реальные программы, связанные с улучшением городской жизни. И в Индии тоже существуют подобные программы. Мы это называем "смарт-ситис" - это та цель, к которой мы стремимся. Поэтому я надеюсь, что в итоге совсем скоро мы сможем увидеть плоды своей работы.

КОРР: Многое в столице делается и для того, чтобы жилье стало более доступным. Цены на квадратные метры - не самые маленькие по миру, но при этом процентная ставка на ипотеку не повышается, а за счет большого количества введенного в строй жилья застройщики готовы снижать цены. 
МАРАТ ХУСНУЛЛИН (ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА 
МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА): Когда мы смотрели, вообще сравнивали Москву по доступности жилья, по объемам вводимого жилья, могу сказать, что из 20 агломераций мы где-то находимся посередине по объемам ввода жилья на душу населения. А по доступности жилья у нас не самая хорошая ситуация на сегодняшний момент по сравнению с другими агломерациями, но у нас самая хорошая динамика. За последние пять лет доступность жилья значительно улучшилась. То есть у нас не росли цены, где-то даже падали; у нас снизилась ставка ипотеки с 15 почти до 10, а это очень важный фактор. Конечно, мы видим возможность, изучаем, какая... какие у нас есть экономические возможности по снижению стоимости для тех, кто... для тех, кто сегодня решит улучшить свои жилищные условия в рамках реновации. 
КОРР: В рейтинге самых продвинутых агломераций среди стран с развивающейся экономикой Москва плотно закрепилась на первом месте, обогнав при этом Сеул, Шанхай и Пекин. Выигранная конкуренция именно у этих мегаполисов, уверены урбанисты, наиболее важна, поскольку азиатские регионы - это абсолютный тренд для всего мира, а спектр исследования городов был очень широким.

КРИСТОС ПАССАС (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ZAHA HADID ARCHETECTS): Мне кажется, Москва сейчас выступает достаточно интересным деловым центром. И, кроме того, развиваются достаточно многочисленные возможности в жилом секторе и в культурно-массовом. 
КОРР: Самыми сильными позициями Москвы мировое сообщество признало несколько направлений. Во-первых, это достойный уровень зарплат, пенсий, высокие рейтинги образования и медицины. Во-вторых, развитие и обновление транспортной системы: строительство метро и, конечно, МЦК. 
Иван Евдокимов, Анастасия Лаврентьева и Михаил Чураков, "Москва 24".
Источник: эфир06.07.2017 18:18:00