Балет-голограмма в постановке Кирилла Симонова на музыку Гэбриэля Прокофьева по мотивам одноименной повести Айзека Азимова.

Балет-голограмма «Двухсотлетний человек» – третья часть футуристической трилогии «Я, РОБОТ», которая стала событием в культурной жизни Москвы и России, впервые подняв в российском музыкальном театре вопросы взаимодействия человека и искусственного интеллекта.

«Миссия уникального, единственного в мире музыкального театра для детей и юношества, Театра имени Наталии Сац, заставляет нас все время обращаться к большим и сложным темам современности, – рассказывает автор идеи и режиссер трилогии Георгий Исаакян. – В футуристической трилогии «Я, робот» мы обратились к чрезвычайно важной теме: взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, разные аспекты столкновения человека и машины. В этом контексте, конечно же, мы просто обязаны были взять повесть Айзека Азимова «Двухсотлетний человек», где едва ли не впервые в мировой литературе эта тема была поднята и осмыслена так глубоко и талантливо. Мы считаем, что настоящий сегодняшний большой академический театр не должен бояться серьезных разговоров с публикой, а как раз должен их инициировать».

Первой частью трилогии стала AR-опера К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам», второй – компьютерная драма «ОНА». Режиссером-постановщиком этих спектаклей, как и автором идеи всего проекта, явился художественный руководитель театра режиссер Георгий Исаакян. В работе над балетом «Двухсотлетний человек» он также принял участие как автор либретто и режиссер-постановщик.

Хореограф «Двухсотлетнего человека» – художественный руководитель балета театра, один из самых интересных современных постановщиков Кирилл Симонов. «Азимов больше полувека назад предвидел то, что касается нас прямо сейчас, – говорит он. –  Сегодня мы очень переживаем по поводу искусственного разума и нейросетей, которые в какой-то момент могут нас уничтожить. Ведь искусственный интеллект продолжает свое развитие, в то время как люди, напротив, становятся все более инертными, добровольно попадая в зависимость от роботов и технологий в целом, и все более склоняются к поверхностному мышлению. Его когда-то фантастический роман про изначально лишенное души существо превратилась у нас в историю про человечность, про способность чувствовать, про нежность, романтичность и ностальгию. Это история про то, как робот, совершенствуясь, эволюционирует в человека, начинает сопереживать, сочувствовать, любить; про семью, которая его воспитала и относится к нему как к родному, про людей, которые благодаря роботу меняются, принимают и любят его. Весь спектакль решен в неоклассическом стиле, мне это было важно, потому что я хотел избежать банального «танца робота» и уйти от внешнего к внутреннему, обратиться к тем скрытым процессам, которые происходят с персонажами, к их эмоциям, к их сути. Я хотел сделать спектакль про любовь. Надеюсь, у меня, у нас у всех, это получилось».  

Художники-постановщики – Анна Кострикова и Денис Сазонов, ставшие создателями и первых частей трилогии «Я, робот» – AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» и компьютерной драмы «ОНА».

Важнейшей составляющей футуристической трилогии «Я, робот» стали современные технологии. Во многом их использование – настоящий эксперимент, прорыв в сочетании живого театра и ультра-современных компьютерных и визуальных систем: технологии добавленной (AR) и виртуальной (VR) реальности, динамических голограмм, «умного» и компьютерно-синтезированного звука и многих других передовых разработок. На территории музыкального театра эти опыты стали одними из первых – и даже в принципе первыми в своем роде.

В «Двухсотлетнем человеке» применена технология фотограмметрии, позволяющая перевести множество фотографий одного объекта в 3D-модель и анимировать ее. В спектакле за эту технологию и создание 3D-модели отвечает специалист по музыкально-компьютерным технологиям, художник визуальных эффектов Илья Шушаров.

Первой частью футуристической трилогии «Я, робот» стала AR-опера К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману В. Пелевина в постановке Георгия Исаакяна. Она была выпущена в самом конце сезона 2021-2022, затем этим спектаклем открылся Седьмой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». Эта постановка с использованием технологии дополненной реальности стала лауреатом Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «СОБЫТИЯ. ДЕТИ».

Компьютерная драма «ОНА» появилась на Малой сцене театра в декабре 2022 года и была отмечена немалым интересом публики и профессионального сообщества.

Балет-голограмма по мотивам одноименной повести Айзека Азимова – завершающая часть трилогии.

В результате этого уникального эксперимента возникает новая театральная вселенная, где разные виды искусства – театр, литература, музыка – в сочетании друг с другом, новейшими технологиями, последними достижениями науки и IT-сектора предлагают зрителю некий магический четвертый результат, в котором возможно найти ответы на важнейшие вопросы современности.

В спектакле два отделения, общая продолжительность 1 час 40 минут, возрастная рекомендация – 6 лет.