В рамках Форума Сергей Лёвкин рассказал, насколько столица привлекательна для инвесторов, и какие меры предпринимают городские власти для улучшения бизнес-климата в Москве

«Инвесторы верят и уже работают»
Интервью руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Лёвкина
В рамках Московского урбанистического Форума Сергей Лёвкин рассказал, насколько столица привлекательна для инвесторов, и какие меры предпринимают городские власти для улучшения бизнес-климата в Москве.
Много говорится о поддержке, привлечении инвестиций, обеспечении комфорта работы застройщиков. Но подобные слова звучали всегда – и в 90-е годы, и в начале 2000-х. А что все-таки конкретно делается сейчас?
К 2011 году в городе накопился целый ряд проблем и диспропорций во многих жизненно важных сферах человеческой деятельности, нераздельно связанных с комфортом проживания, работы и отдыха, мобильностью передвижения и социальной доступностью удаленных от центра территорий.
С приходом на пост мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина был полностью изменен подход к управлению городом и в качестве управленческой модели было принято решение использовать программно-целевой метод. На практике это означает, что сначала определяются цели и, уже исходя из них, подбираются способы, пути и средства. Таким образом были разработаны ключевые государственные программы, в их числе ГП «Градостроительная политика», благодаря которым городу удалось сформулировать четкие цели по каждому направлению деятельности с конкретными количественными показателями. Мы смогли грамотно сбалансировать расходы бюджетных средств и обеспечить финансирование приоритетных направлений.
Поменялись и градостроительные принципы развития городского пространства, наметился переход от точечной к сбалансированной и комплексной застройке, мы перешли к полицентрическому развитию города, приоритетным стало решение транспортной проблемы, центр города постепенно стал превращаться в пространство для пешеходов и велосипедистов, получил новый виток туристического развития.
С учетом новых приоритетов были подготовлены изменения в Генплан и в правила землепользования и застройки – это ключевые документы, позволяющие спланировать развитие города минимум на двадцать лет во всех аспектах. Двадцать лет – хороший срок для планирования, вполне комфортный для любого инвестора. Главное, что мы сделали для инвесторов – разработали четкую, понятную и прозрачную систему.
Но много ли сейчас возможностей для инвестиций в строительство в Москве?
Сейчас открываются все новые горизонты возможностей – запуск Московского центрального кольца, проходящего в основном по слабо используемым территориям, которые с запуском МЦК сразу же оживут. Транспорт, приходя на любую территорию, придает новый импульс ее развитию. Запуск этого масштабного проекта однозначно привлечет инвесторов в эту часть города. Инвесторы верят и уже работают.
Про это часто говорят. Но многим ли сейчас нужно ехать в «ржавый пояс»?
Есть два взаимодополняющих процесса. Первое, если на территорию пойдут инвестиции – значит будут рабочие места. И второе: МЦК – это не только промзоны. Это и площадь Гагарина, и Сити, и Ботанический сад, и Черкизово – новые пересадочные узлы, где тоже изменится ситуация. Согласитесь, тот же самый «ЗиЛ» скоро трудно будет назвать «ржавым».
И, все-таки, много ли сейчас готовы строить инвесторы?
Сегодня потенциал возможного строительства в Москве, включая Новую Москву – это 100 млн кв. м. Уже сегодня в стройке находится 32 млн кв. м, где имеется разрешение на строительство. То есть, если даже мы ничего не выдаем, три года инвестиционный рынок спокойно живет. Однако останавливаться нельзя, поскольку циклы строительства трех-, четырех-, пятилетние.
То есть у девелоперов проблем нет?
Когда девелоперы принимают решение, входить или не входить в проект, оказывается, что у них есть деньги, есть земля, но нет инфраструктуры. Москва в этой части целенаправленно делает очень много, и вы все это видите. Метро строится, дороги, МЦК запускается. У нас есть запас по воде, по канализованию, по электроснабжению, по теплу на ближайшие 10 лет. Когда в 2014 году усложнилась ситуация с кредитами, Москва пошла на беспрецедентные шаги: ввела различные льготы для застройщиков в части рассрочки платежей, в том числе земельных. Мы разрешили изменение вида разрешенного использования, вплоть до всего срока реализации проекта, который сейчас устанавливается на шесть лет. Те, кто конкретно занимается проектами, ведут стройку, знают, что, помимо общих мер в поддержку девелоперов, застройщиков и инвесторов у нас в Стройкомплексе есть система штабов, оперативных координационных советов. На них мы рассматриваем все, что связано с земельно-имущественными, градостроительными, строительными вопросами и вопросами подключения к сетевым компаниям.
Извините, но в России говорят и о других проблемах: например, о бюрократии, административных барьерах.
ВЦИОМ опросила иностранные компании, работающие в Москве. Пять лет назад административные барьеры стояли на первом месте у инвесторов – сегодня они ушли на 13-е место из 19. В другом рейтинге, Всемирного банка, мы за последние четыре года перешли со 179-го на 119-е место. В ноябре этого года Всемирным банком будет представлен итоговый отчет ежегодного рейтинга «Ведение бизнеса». В Вашингтоне, месяц назад, мы представили им всю необходимую информацию – надеемся, что наша позиция в рейтинге улучшится. Нам еще есть, куда двигаться – и мы постоянно ищем новые возможности. Например, на VI Московском урбанистическом форуме мы презентовали «Калькулятор процедур в сфере строительства». Этот онлайн сервис создан в рамках поручений мэра Сергея Собянина в помощь застройщику, задав тип планируемого объекта, а также градостроительные условия и ограничения развития территории, вы получаете исчерпывающую информацию о последовательности прохождения процедур, о документах, сроках, органах и организациях, куда следует обратиться
Неужели кто-то решается строить в Москве, не изучив все нюансы заранее?
Москва большая. Есть разные ситуации, инвестор не всегда может все знать заранее. Его задача – все выяснить, наша задача – помочь. Только за первый месяц работы Калькулятора им воспользовались 160 раз – то есть мы помогли принять решение по очень многим проектам. Калькулятор процедур размещен на информационном ресурсе Информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью «Кабинет застройщика», доступном в сети Интернет по адресу: ugd.mos.ru. Доступ к сервису предоставляется физическим и юридическим лицам, зарегистрированным на московском портале госуслуг.
Насколько снизились темпы строительства из-за нестабильной экономической ситуации?
В прошлом году был рекордный ввод за последние 10 лет – почти 9,2 млн. кв. м недвижимости – несмотря на то, что это первый год после начала кризиса. Существенно снижать темпы мы не собираемся.
Надо понимать, что каждому инвестиционному проекту предшествует большая проработка в части экономики. Город не выставляет на аукционы проекты по принципу: «посчитали, цифру получили – и достаточно». Мы проводим целую серию предварительных переговоров и, если становится ясно, что инвестор не сможет, в силу конъюнктуры рынка, взять на себя, к примеру, строительство магистральных дорог внутри территории, инженерии, город берет на себя такие расходы, инвесторская часть – строительство сопутствующей социальной инфраструктуры, детских садов, школ, поликлиник, благоустройство. И такой подход превалирует везде. Не просто «все в одну копилку, ничего не знаем – стройте». Мы стараемся взвешенно подходить к таким большим проектам.
Получается какая-то совершенно безоблачная картина. Почему же тогда инвесторы жалуются на сложный рынок?
То, что мы обеспечиваем инвесторам максимально комфортное условия в стройке, не защищает их от остальных экономических проблем. Мы не можем полностью определять конъюнктуру или компенсировать все рыночные издержки и риски. Например, мы провели исследование – 12 мировых мегаполисов, в том числе Москвы. У нас средний срок ипотеки – 17 лет. У большинства стран, в которых проводилось исследование, – в среднем 25,2. У нас средняя ставка 14, 4%, у них – 6,9%. Как только эти две вещи изменятся, ставка – в сторону уменьшения, а срок – в сторону увеличения, деньги, которых «как бы нет», тут же придут на рынок. В Скандинавии во многих случаях вообще отрицательная ставка: людям доплачивают за то, что они берут ипотеку. Нам хотя бы чуть-чуть сдвинуться в эту сторону – и горожане это одобрят, и инвесторы будут меньше жаловаться на рынок.