15 и 16 ноября в столичной школе №2117 проходила Метапредметная ассамблея. Школьники изобретали водонагреватель, а потом учились продвигать его на рынок – так, опираясь на новые образовательные стандарты, должны изучать точные науки современные дети.

В 2013 году в Москве стартовал проект “Технологическая долина МГУ”, призванный примирить науку и бизнес. Между ними в России действительно пролегает пропасть, и хотя молодые ученые уженаучились зарабатывать на своих изобретениях – например, био-заквасках, которые активно идут в ход в молочной промышленности – большая часть ученых, включая “старую гвардию”, изолирована в лабораториях не в силу своей несопоставимой с миром академичности, а всего лишь потому, что в российской науке не проложен мостик к внедрению изобретений на рынок. Нет ни территорий, где могут тестироваться прототипы, ни команд из инженеров, технологов, маркетологов и аналитиков, которые могли бы дать зеленый свет продукту на мировом рынке. Поэтому многие отечественные разработки все еще уходят в зарубежные компании, где давно сложилась культура коммерциализации науки.

К монументальному слиянию науки и бизнеса готовится и российское образование, и эти изменения исходят из потребностей экономики России. Понятие метапредметности прочно вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не случайно, уже многие российские школы внедряют новый подход к изучению точных наук. Что это за стандарт? Метапредметность предполагает выход за пределы одного предмета, но, конечно, не уход от него. Дисциплина рассматривается в контексте современного мира бизнеса и профессий, что дает представление ученику о сфере приложения своих интересов в ближайшем будущем. Так, точные науки не рассматриваются отдельно, а вживляются в структуры современного мира – рынок, и как следствие, быт. Любое физическое открытие, если оно не умозрительно, теперь продается и технологически меняет нашу жизнь – а чтобы свести бизнес и исследования воедино, нужно уметь писать пресс-релиз, презентовать проект перед инвесторами, иметь представление о том, для кого он и как его продвигать на рынке. Или – делать все это в команде. Это значит, что нужно овладеть некой “метафизикой”, которая должна проявляться уже на материальной стадии работы с продуктом.