Московская городская Дума приняла в первом чтении законопроект «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»
Объем доходов определен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Москвы с учетом основных направлений городской бюджетной и налоговой политики, а также законодательных новаций, влияющих на поступление доходов в бюджет. Основная доля доходов — около 90%, как и прежде, приходится на налоговые поступления. Крупнейшими доходными источниками бюджета в 2017 году и плановом периоде остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Поступления региональных и местных налогов продолжат расти опережающими темпами по сравнению с доходами от федеральных налогов: +6,9% в 2017 году, +6,5% в 2018 году, +3,5 % в 2019 году. Это обусловлено предпринятыми в городе мерами по реализации полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации в области налоговой политики.
В своем выступлении Елена Зяббарова подчеркнула социальную направленность проекта бюджета города, конкретизировав объемы финансирования по ключевым для города направлениям.
«Приоритетом бюджетной политики Москвы в части расходов остается социальная сфера. Проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов позволит обеспечить исполнение всех социальных обязательств города. В 2017-2019 годах ассигнования на социальную поддержку граждан и оказание услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение других социальных расходов составляют более половины бюджета или более 1 трлн рублей ежегодно, а с учетом средств обязательного медицинского страхования — порядка 1 трлн 200 млрд рублей ежегодно», — сообщила руководитель столичного Департамента финансов.
На выплату доплат к пенсиям, пособий и компенсаций в предстоящие три года будет направлено более 570 миллиардов рублей. Наряду с денежными выплатами предусмотрено финансирование мер социальной поддержки в натуральной форме: льготы по оплате услуг ЖКХ, услуг связи, проезда на транспорте, обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации, санаторно-курортными путевками и др. В совокупности за три года расходы на натуральные льготы составят более 551 миллиарда рублей.
В проекте бюджета нашли отражение все законодательные инициативы, принятые в 2016 году. Это и предоставление возможности инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, получать льготы на коммунальные услуги без ограничения нормативами потребления, а также льготы по уплате взноса по капитальному ремонту одиноким неработающим гражданам, достигших возраста 70 (80) лет, и семьям, состоящим из таких граждан.
В законопроекте предусмотрен необходимый для городского развития объем бюджетных инвестиций. Порядка четверти расходов бюджета (1425,1 млрд рублей за три года) планируется направить на финансирование Адресной инвестиционной программы, то есть на развитие транспортной и коммунально-инженерной инфраструктуры, строительство объектов социального назначения: жилья, объектов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта. Как и прежде основную долю инвестиций —70% или 987,3 млрд рублей за три года составят вложения в транспортную инфраструктуру, из которых 51,4% направляется на строительство объектов метрополитена, 45,8% — на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства.
Проект бюджета составлен с дефицитом, в предстоящем трехлетнем периоде заложено его последовательное снижение. По отношению к собственным доходам бюджета параметры дефицита остаются на безопасном уровне: в 2017 году — почти 12,4% или 217,9 млрд рублей, в 2018 году — 4,8% или 88,6 млрд рублей и в 2019 году — 0,5% или 9,7 млрд рублей. Это заметно ниже ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
В предстоящие три года продолжится проведение взвешенной долговой политики, благодаря которой размер государственного долга столицы с 2011 года до настоящего времени уже сократился более чем в 4 раза с 300 млрд. до 69,9 млрд. рублей.
Программой государственных внутренних заимствований на 2017 год запланирована возможность размещения новых облигаций на 25,7 млрд рублей — в сумме погашения ранее принятых долговых обязательств, однако, как и в прошлые годы, в ходе исполнения бюджета мы будем принимать решение исходя из фактической потребности бюджета города в заемных ресурсах.
В 2018 году будет осуществлено погашение государственных облигаций Москвы на сумму 4 млрд 350 млн. рублей, а в 2019 году погашения долга не предусмотрено. Привлечение новых займов в 2018 и 2019 годах не планируется.
Предоставление гарантий в 2017 году и плановом периоде не предусмотрено.
Верхний предел государственного внутреннего долга города Москвы на 1 января 2018 года установлен в размере 61,5 млрд рублей, на 1 января 2019 года — 57,1 млрд рублей и на 1 января 2020 года — 57,1 млрд рублей. Эти показатели будут намного ниже предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В результате рассмотрения приняты в первом чтении основные характеристики проекта бюджета города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе:
— объем доходной части бюджета на 2017 год — 1 758,6 млрд рублей, на 2018 год — 1845,4 млрд рублей, на 2019 год — 1 939,9 млрд рублей;
— объем расходной части бюджета на 2017 год — 1 976,5 млрд рублей, на 2018 год — 1 934,0 млрд рублей, на 2019 год — 1 949,6 млрд рублей;
— размер дефицита бюджета в 2017 году 217,9 млрд рублей, в 2018 году — 88,6 млрд рублей, в 2019 году — 9,7 млрд рублей.