Почти каждый второй москвич получает от 10 до 30 сообщений в час, а каждый третий — откладывает ответы из-за тревожности. Как показал опрос, 88% респондентов признались, что не разделяют рабочие и личные переписки — и это становится одной из причин усталости, потери фокуса и выгорания.
Фото: molnet.ru / Агата Карасёва
Исследование* сервиса коммуникаций Контур.Толк показывает, как цифровая многозадачность влияет на самочувствие и продуктивность.
88% опрошенных признались, что используют один и тот же мессенджер для рабочих и личных задач — полностью (37%) или частично (51%). В результате 14% хотя бы раз путали чаты: отправляли личные сообщения в деловые переписки или наоборот.
Чаще всего респонденты выбирают Telegram (80,5%) и WhatsApp (66,5%) — жители Москвы нередко используют сразу несколько таких приложений и именно в них одновременно решают рабочие вопросы и общаются с близкими. Для многих это оборачивается избыточной цифровой нагрузкой: практически половина опрошенных (47%) получают от 10 до 30 сообщений от коллег и клиентов в час, а подавляющее большинство (61%) тратит по 1–2 часа ежедневно на поиск нужной информации в рабочих диалогах.
Многозадачность в мессенджерах сказывается на психоэмоциональном состоянии. Так, более четверти (26%) опрошенных признались, что откладывают ответы на рабочие сообщения из-за стресса и тревожности. Еще 20,5% отметили, что само переключение между рабочими и личными чатами снижает концентрацию и влияет на общее самочувствие. А 37% респондентов периодически чувствуют усталость от большого количества сообщений — независимо от их содержания.
Несмотря на переутомление, только пятая часть (21%) участников опроса полностью отключает уведомления после окончания рабочего дня. 36% стараются ограничивать общение после 18:00–19:00, у 24% режим зависит от объема задач и дня недели, а 19% продолжают оставаться на связи с коллегами и клиентами в вечернее время.
Хотя подавляющее большинство москвичей совмещают рабочие и личные переписки, все больше пользователей стремятся выстраивать цифровые границы. Так, практически четверть (26%) респондентов уже попробовали вести деловое общение в отдельном мессенджере и отмечают, что им стало легче разграничивать задачи. Еще 29% хотели бы перейти к такому формату. Эти данные отражают общее стремление к более сбалансированному управлению коммуникацией: даже если сейчас деловые и персональные чаты пересекаются, многие ищут способ снизить тревожность, повысить концентрацию и сохранить личное пространство.
«Мы живем в условиях постоянного цифрового шума: уведомления из мессенджеров становятся фоном и мешают сосредоточиться. Особенно это ощущают сотрудники на удаленке и гибриде — рабочие чаты продолжают «звучать» даже после завершения дня, в том числе на личных устройствах. Чтобы снизить тревожность и избежать выгорания, важно осознанно подходить к настройке коммуникации: использовать отдельные мессенджеры для деловых переписок, соблюдать временные границы рабочего и личного времени — как для себя, так и по отношению к коллегам», — отметил Павел Скрипниченко, руководитель по инновациям продуктовой группы Толк в Контуре.
*Исследование проведено методом онлайн-анкетирования среди 1200 респондентов в июле 2025 года. В опросе приняли участие россияне из разных городов России в возрасте от 18 до 55 лет.