12 августа сотрудники библиотеки N 221 рассказали посетителям ТЦСО «Ново-Переделкино» о жизни и творчестве замечательного русского художника Апполинария Михайловича Васнецова
Когда мы слышим фамилию Васнецов, перед глазами тотчас встает хрестоматийная картина «Три богатыря». Она принадлежит кисти Виктора Васнецова, имя которого по праву вписано в «золотой фонд» отечественного изобразительного искусства. Но, к сожалению, гораздо реже вспоминаем мы о его младшем брате - замечательном мастере исторической живописи, «певце» старой Москвы и патриархальной Руси Апполинарии Михайловиче Васнецове. А ведь недавно, 6 августа, исполнилось 160-летие со дня рождения мастера.
Сотрудники библиотеки N 221 пришли в гости в ТЦСО «Ново-Переделкино» чтобы рассказать о жизни и творчестве А.Васнецова. Посетители ТЦСО узнали много нового. Оказывается, Апполинарий, в отличие от брата, вовсе не стремился стать художником. Поначалу юноша поступил в Вятское духовное училище, брал уроки польского языка у художника-поляка, проживавшего в Вятке. На занятия Апполинарий приносил свои рисунки – зарисовки с натуры или копии горных и лесных пейзажей, изображенных на полотнах других художников. Поляк оценил талант юного ученика. А вскоре о нем узнал и Виктор Васнецов. По его настоянию Апполинарий приехал в Санкт-Петербург, старший брат сам стал его наставником.
Талантливый, самобытный живописец Апполинарий Васнецов увлекался русской историей. Он много путешествовал по России – объездил Урал, Сибирь, Крым и Кавказ. Он тонко чувствовал красоту русской природы, перенося ее на свои полотна. Но самые известные его картины посвящены средневековой Москве – городу, который художник особенно любил. Апполинария Васнецова часто называли «поэтом» древней русской столицы. Он строго соблюдал историческую достоверность, изображая, например, Московский кремль XVII в. Но в то же время давал волю фантазии, рисуя средневековую улицу столицы: луноликих красавиц в кокошниках, степенного боярина в длиннополом кафтане, суровых стрельцов с бердышами на плечах. Глядя на полотна А.Васнецова, возникает ощущение, будто он с помощью машины времен перемещается в прошлое, делает эскизы и зарисовки, а затем – возвращается обратно в свою эпоху, чтобы закончить картину.
После революции 1917 г. Аполлинарий Васнецов возглавил Комиссию по изучению старой Москвы, участвовал в археологических раскопках в центре столицы. В 1930-е гг. резко выступал против «реконструкции», а точнее – разрушения исторической Москвы, не побоялся публично протестовать против сноса храма Христа Спасителя.
Сотрудники библиотеки N 221 рассказали своим слушателям, что в Москве, в Фурманном переулке, д. 6, работает мемориальная музей-квартира художника. В ней есть несколько его картин – волшебных «окон», благодаря которым мы видим старую Москву глазами влюбленного в нее мастера.

Петр Иванов