Выставочный стенд Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы получил диплом в номинации за Лучшую экспозицию 5-й Московской биеннале архитектуры. Концепция дизайна стенда была выбрана на конкурсной основе, ее авторами стали архитекторы бюро CITIZENSTUDIO.
ХХI Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва и 5-я Московская Биеннале Архитектуры проходили с 18 по 22 мая. В торжественном открытии приняли участие заммэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, сотрудники Москомархитектуры, архитекторы, эксперты.
В этом году комитет провел специальный творческий конкурс среди молодых архитекторов (до 35 лет) на лучшую концепцию своего выставочного стенда. Победителями стали Михаил Бейлин и Даниил Никишин, архитекторы бюро CITIZENSTUDIO, придумавшие организовать экспозицию в виде скульптуры-барельефа с четырьмя тематическими разделами. Проект создан при участии Сергея Кузнецова, Евгении Муринец, Ирины Кузнецовой, Виктории Раубо, пресс-службы комитета, Управления информационных систем и ресурсов и др.
«На мой взгляд, это самая лучшая выставка за все годы: мы провели конкурс, и стенд Москомархитектуры получился невероятно интересным и в плане дизайна, и в плане информации, — отметил ранее главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Нам важно было показать, что масса функциональных объектов, которые долгое время были вне рамок архитектуры, возвращается в поле ее интересов, а поиск баланса между типизацией, удешевлением строительства и факторами влияния на городскую культуру становится крайне важным. Мы показываем, что у каждого объекта в городе должен быть архитектор, и даже в таких объектах, как гаражи или переходы, важно не терять культурную айдентику. Мэр Москвы Сергей Собянин поддерживает нас в этом направлении, и, думаю, в скором времени город получит много новых интересных проектов».
В экспозицию комитета вошли проекты, разделенные на тематические блоки соответственно основным направлениям текущей градостроительной политики: «Массовое жилье», «Москва культурная», «Скрытый урбанизм» и «Эстетика повседневности».
Сегодня Москва обратилась к опыту передовых городов мира, сделав ставку на культуру как стратегический ресурс развития территории. Например, новую функцию осваивают музеи — они отвечают за развитие социального капитала и привлекательность для туристов. В блоке «Москва культурная» комитет показал результаты крупных конкурсов, проведенных на знаковые объекты в столице — Музейно-просветительский центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова, Государственный центр современного искусства на Ходынке и фасады нового корпуса Третьяковской галереи. Особое место занимает парк «Зарядье» и филармония под стенами Кремля, которые без сомнения станут мощной точкой притяжения. Кроме того, появятся новые культурные доминанты: в районе ЗИЛа откроется филиал Эрмитажа по проекту архитектора Хани Рашида.
Развиваются и общегородские пространства. Среди ярких примеров благоустройства — Триумфальная площадь, где впервые за много лет высадили в грунт деревья. И, конечно, нельзя не упомянуть о возрождении ВДНХ: масштабный комплекс, созданный с идеологическими целями превратился в универсальное культурно-образовательное пространство, доступное для всех и соответствующее требованиям и технологиям XXI века.
В разделе «Скрытый урбанизм» Москомархитектура продемонстрировала результаты инициированных конкурсов на дизайн новых станций подземки, к которым активно привлекались молодые архитекторы. В июне 2014 года был определен дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино», а в январе 2016 — станций метро «Нижние Мневники» и «Терехово». Эти конкурсы помогли найти принципиально новый ответ на вопрос, что может дать городу метро. Сегодня главная задача этого архитектурного жанра — создавать светлое выразительное пространство, способное служить запоминающимся ориентиром и сделать перемещение под землей по-настоящему комфортным. Образ нового метро — яркий и динамичный — отражает современный взгляд на транспортное сооружение, интерес к новым материалам и смелые попытки переосмыслить московские традиции в русле актуальных мировых тенденций.
Москва также активно переосмысливает «функциональную» архитектуру. «Мы пережили длительный период типизации и обезличивания архитектуры, который коснулся и массового жилья, и инфраструктуры, но сегодня мы перестали строить одинаковые садики, школы, ФОКи, магазины, добиваясь индивидуализации проектов и их привязки к конкретным районам. По поручению мэра Сергея Собянина, мы ведем планомерную работу с архитекторами по улучшению качества «функциональной архитектуры. Я считаю, такие объекты могут быть прагматичными, но при этом качественно сделанными — из хорошего материала, с хорошей столяркой, спрятанными кондиционерами, современным дизайном. Яркая архитектура вырастает как раз из такого хорошего массового уровня», — отмечает Сергей Кузнецов.
Помимо работы над архитектурой для инфраструктурных проектов архитекторы создают действительно уникальные здания коммерческой направленности: офисные, многофункциональные, торговые комплексы. Особенного внимания заслуживает проект комплексного развития территории Лужников, где работы по ландшафтному дизайну, функциональному зонированию, а также наполнение парка современной инфраструктурой затронет порядка 70% территории, включая набережные Москвы-реки.