Крупнейший градостроительный проект по развитию территории главной водной артерии Москвы обсудили на Московском урбанистическом форуме. Темой отдельного круглого стола стал ЗИЛ — превращающийся в один из главных городских портов.
Проект размером более 10 тысяч гектар, предполагающий возведение порядка 30 млн кв. м недвижимости — самый масштабный в градостроительных планах Москвы. В то же время в настоящий момент он непосредственно затрагивает не так уж много людей — на прилегающих к реке территориях, составляющих порядка 10 процентов города, плотность населения в пять раз ниже, чем в среднем по Москве. А должно быть наоборот. Собственно, в этом и состоит главная задача проекта — сделать реку городским центром, а не периферией.
«Было бы неправильно реализовывать этот проект мгновенно, без должного анализа и разработки подходов, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — В рамках той концепции, которая была поддержана мэром Сергеем Собяниным, мы сейчас делаем ревизию и серьезно корректируем планы по развитию территорий, которые уже развиваются на реке. Запуск мегапроекта по реке во многом и был направлен на то, чтобы сфокусировать приоритеты на реке, на преимуществах, которые она дает».
Водная составляющая в виде развитой пешеходной набережной появилась в проектах парка «Зарядье», Лужниках. Был пересмотрен первоначальный проект планировки территории ЗИЛа, где по началу была задумана достаточно большая проезжая часть на набережной; транспорт в итоге перенесли вглубь территории, а на реке остались широкие общественные пространства, напоминающие по формату Английскую набережную в Ницце.
«Следующим шагом станут проекты благоустройства там, где территория уже развита, но набережная — недостаточно. Например, Москва-Сити. Думаю, через два-три года мы увидим уже какие-то результаты реально», — сказал Кузнецов, — хотя уже сейчас можно говорить о повышении интереса к реке — трафик на Москве-реке за два года уже вырос на тридцать процентов, и это только на одной пропаганде создания ориентированных на реку объектов«.
Активировать реку, выстроить взаимосвязи и очистить воду — вот те три вызова, которые легли в основу концепции развития Москвы-реки консорциума во главе с бюро «Проект Меганом». Река на периферии и в центре требует разных подходов, напомнил участник консорциума, французский архитектор Эдуард Моро. Если в центре, в первую очередь, нужно дать возможность передвижения пешеходов по набережным и убрать автомобили, то на периферии ключевой задачей было связать городские территории с рекой и, таким образом, активировать потенциал этого пространства.
Делается ставка и на развитие речного транспорта. Уже сейчас, по словам Сергея Кузнецова, закладывается перспектива мест швартовки судов и возможных маршрутов по реке. «Но на реке пока нет населения, чтобы это было особо востребовано, — отмечает главный архитектор города. — Плотность населения здесь в пять раз ниже, чем в среднем по Москве, поэтому и спрос на водный транспорт пока невысок. Но мы понимаем, когда будут развиваться берега, перспектива водного транспорта — и в виде переправ и движения вдоль русла от периферии к центру и наоборот — может стать востребованной».
На протяжении реки будут созданы порядка сорока «портов» — качественных общественных пространств, где появится определенная культурная жизнь. Одним из главных портов станет ЗИЛ, считает куратор проекта застройки территории полуострова Юрий Григорян. Сегодня автор мастер-плана работает над проектированием нового городского района с большой командой лучших российских и зарубежных архитекторов, и эта кооперация, главную роль в которой, безусловно, играет ответственный заказчик — «Группа ЛСР» — обещает дать высококачественный результат.
«Этот проект остается кураторским, и в него вовлечено огромное количество разных архитекторов, — рассказывает Юрий Григорян. — Во второй очереди нам, например, удалось убедить девелопера в строительстве на единых парковках разными бюро. У этой структуры -единый фронт по набережной, сложная высота внутри и вся плотность стянута к бульвару, для того чтобы сделать из него живое место, повысить плотность сервисов и превратить в городскую достопримечательность. Впрочем, в условиях высокой плотности вы встретите там и 6–7-миэтажные дома. Очень большое внимание в дизайн-коде уделено улицам и прозрачности первых этажей. Через одну на ЗИЛе будут пешеходные улицы, по которым дети могут безопасно ходить до набережной и в школу».
Кураторский подход к проекту Юрия Григоряна определил и особое отношение к индустриальному наследию территории ЗИЛа, отметил Сергей Кузнецов. «Память места и восприятие города как очень многослойной субстанции выражается не только в сохранении домов, но и в планировке всей территории. Для нас было краеугольным камнем найти преемственность, показать, что план территории, улицы, по которым ходят жители — не случайны. То есть не только через топонимику, через сохраняемые фасады цехов, но и всю структуру этого места проявляется его история. В процессе исследовательской работы над проектом планировки был сделан даже отдельный, факультативный том, посвященный проблематике места».



Изображения: ТАСС/Московский урбанистический форум, Группа ЛСР.