В Москве в качестве основного инструмента повышения эффективности расходов используется программно-целевой метод управления бюджетными средствами. Это позволяет концентрироваться на достижении важнейших целей социально-экономического развития города. Всего в столице действует 14 целевых программ, в рамках которых расходуется более 90% бюджетных средств. Конкретные мероприятия по каждому направлению прописываются в адресной инвестиционной программе (АИП). АИП устанавливает распределение расходов бюджета города Москвы, предусмотренных на финансовое обеспечение объектов строительства, реконструкции, технического перевооружения или реставрации на очередной финансовый год и плановый период. Интересно посчитать, какова доля Новой Москвы в общем бюджете города, а заодно посмотреть, что же будет построено на новых территориях в ближайшие годы.
. Общая сумма, заложенная на развитие новых округов столицы на период 2012-2018 годов составила 558,6 млрд. рублей или 26,22%. Сразу оговоримся, что эта цифра достаточно условна, так как некоторые мероприятия трудно однозначно отнести исключительно к Новой Москве. Например, мы отнесли к таким расходам запланированные траты на строительство Солнцевско-Калининской линии до станции «Рассказовка», которая разместится на территории поселения Внуковское Новомосковского округа, но при этом большая часть линия пройдет по территории Западного административного округа столицы.
Распределение средств АИП Москвы, выделенных на ТиНАО, по отдельным программам.
Основная масса расходов, 86,57% (483,6 млрд. руб.), приходится на программу развития транспортной системы. Этот факт наглядно демонстрирует, что идеология развития ТиНАО базируется на транспортной составляющей. Поэтому давайте с нее и начнем наш обзор.
Программа «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» предполагает развитие дорожной сети Новой Москвы, сети общественного транспорта и Московского метрополитена.
На строительство новых станций метро в ТиНАО планируется потратить 278,6 млрд. руб. (57,6 % расходов на транспорт). Сюда входит продление трех линий метро до Новомосковского округа. Первая линия, Сокольническая, продлевается от станции «Юго-Западная» до станции «Столбово» в окрестностях поселка Коммунарка. На начальном этапе в 2015-2016 годах были открыты первые станции метро на территории Новой Москвы: «Румянцево» и «Саларьево». В рамках второго этапа от тупиков станции «Саларьево» Сокольническая линия пройдет вдоль дороги «Солнцево-Бутово-Видное» до Коммунарки. Здесь должны появиться станции «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховская» и конечная станция «Столбово». Как ранее сообщала МГ, на этой неделе начались подготовительные работы по второму этапу продления Сокольнической линии. Предполагается, что второй этап должен быть завершен в 2019 году. Также в районе станции «Саларьево» будет построено одноименное депо. Однако, указанные в АИП сроки окончания работ по строительству депо (2016 год), очевидно, соблюдены не будут, так как на данный момент его возведение еще не начиналось.
Вторая линия, которая придет на новые территории — Солнцевско-Калининская. На ней в 2017-2018 годах планируется открытие участка от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». Линия пройдет вдоль Мичуринского проспекта и Боровского шоссе, преимущественно по территории Западного административного округа Москвы. Непосредственно на территории Новой Москвы появятся две станции: станция «Говорово» на границе поселения Московский и района Солнцево вблизи строящегося жилого комплекса «Татьянин Парк» и «Рассказовка» на территории поселения Внуковское. Напомним, что на прошлой неделе МГ побывала на строительной площадке станции «Рассказовка» и оценила степень ее готовности.
Еще одна линия должна прийти в Новую Москву от станции «Улица Новаторов» так называемого «Третьего пересадочного контура». На этой ветке непосредственно на территории ТиНАО до 2020-го года должны появиться станции «Мосренген», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово», причем последняя будет иметь пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии. К 2024 году, согласно планам Правительства Москвы, эта линия должна быть продлена еще дальше вдоль Калужского шоссе — до станции «Десна» c промежуточными станциями «Сосенки» и «Воскресенское».
Согласно АИП, на станциях «Рассказовка», «Саларьево», «Столбово», «Сосенки», «Коммунарка», «Мосренген», «Мамыри» и «Десна» запланировано также строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
Что касается наземного транспорта ТиНАО, какого-то его существенного развития в рамках адресной инвестиционной программы до 2018 года не запланировано. Единственный объект — автобусный парк в городе Троицк, строительство которого должно быть завершено в 2019 году. Таким образом, можно констатировать, что известные проекты линий скоростного трамвая, которые планировались вдоль автомобильных дорог, до 2018 года за счет средств городского бюджета в жизнь воплощаться не будут.
Зато на развитие автомобильных дорог в Новой Москве будет потрачено в общей сложности 202,7 млрд. рублей. На сегодня уже завершена реконструкция улицы Александры Монаховой в Коммунарке (поселение Сосенское) с ее продлением в район Южного Бутова, реконструкция автодороги от Киевского до Калужского шоссе (улица Адмирала Корнилова), реконструкция автодороги от деревни Рассказовка до города Московский, реконструкция развязки Киевского шоссе с МКАД.
В настоящее время идут работы по самому масштабному (хотя и не самому дорогому) проекту реконструкции главной магистрали Новой Москвы — Калужского шоссе на участке от МКАД до Московского малого кольца. Реконструкция разбита на три этапа, причем первый, до деревни Сосенки, завершится к концу этого года, а в середине сентября мэр Москвы Сергей Собянин уже открыл для движения отдельные участки первого этапа реконструкции. Весной 2017 года должны также завершиться работы по реконструкции развязки Калужского шоссе и МКАД. По заявлениям руководителей города, целиком реконструкция Калужского шоссе закончится в 2018 году.
Магистраль «Солнцево-Бутово-Видное» — самая дорогая дорога Новой Москвы
Полным ходом идут работы по строительству первого этапа еще одной автомобильной дороги — «Солнцево-Бутово-Видное» (от Киевского до Калужского шоссе). Проектирование и реализация второго этапа (от Калужского шоссе до улицы Поляны в Южном Бутове) намечено на 2016 — 2019 годы. Причем реализация только этих двух этапов делает строительство магистрали «СБВ» самым дорогим автодорожным проектом на территории Новой Москвы.
Также сегодня уже ведутся работы по реконструкции автодороги «Боровское шоссе — Киевское шоссе — деревня Ботаково» через деревни Рогозинино и Верховье (окончание работ заявлено в 2016 году), строительство развязки на улице Рабочая в поселении Первомайское (окончание — 2017 год), реконструкция и строительство первого этапа автодороги «М-3 Украина — город Московский — деревня Сосенки — деревня Ямонтово» (окончание анонсировано на 2017 — 2018 годы), строительство подходов к эстакаде на 33 километре Киевского направления МЖД в поселении Кокошкино (завершение намечено на 2017 год), начата реконструкция Варшавского шоссе на участке от проектируемого проезда №728 до обводной дороги на город Подольск (завершение в 2019 году). Помимо этого, за счет иных средств идет строительство эстакад на пересечении с путями железной дороги (Кокошкино, Крекшино, Щербинка), а также строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) по территории ТиНАО.
Дополнительно до 2018 года запланировано начало работ по следующим объектам:
Строительство автодороги из района Бутово до автодороги поселок Коммунарка — село Остафьево (2016-2017, объявлен конкурс на выбор подрядчика)
Строительство и реконструкция автомобильной дороги «М-3 Украина — город Московский — деревня Сосенки — деревня Ямонтово», 2 этап (2016-2018, объявлен конкурс на выбор подрядчика)
Реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево (2018-2020)
Реконструкция автодороги от Минского шоссе до Боровского шоссе (Внуковское шоссе) (2017-2019)
Строительство автомобильной дороги «МКАД — поселок Коммунарка — аэропорт Остафьево», три этапа (2018-2021)
Реконструкция и строительство автомобильной дороги от М-3 «Украина» — деревня Середнево — деревня Марьино — деревня Десна (2016-2018)
Проектирование и строительство улично-дорожной сети на территории АДЦ Коммунарка, 1 этап (2016-2019)
Строительство автомобильной дороги «Остафьевское шоссе» (2017-2019)
Строительство автомобильной дороги от деревни Ботаково до Калужского шоссе (2017-2019)
Строительство автомобильной дорога Марьино — Саларьево, 1 этап (2017-2019)
Строительство автомобильной дороги Марьино — Саларьево, 2 этап (2019-2020)
Строительство автомобильной дороги «Воскресенское — Каракашево — Щербинка» (2018-2019)
Реконструкция и строительство автомобильной дороги Калужское шоссе — деревня Яковлево (2018-2019).
Второй по величине статьей затрат, согласно АИП, является здравоохранение (28,3 млрд рублей или 5,1% расходов на ТиНАО). Основную часть средств, а именно 19,1 млрд. рублей, планируется направить на строительство больницы с родильным домом в поселке Коммунарка (поселение Сосенское). Ранее МГ уже сообщала, что работами по проектированию нового медицинского центра займется концерн «МонАрх». Также запланировано строительство детско-взрослых поликлиник на 320 посещений в поселениях Воскресенское (2016 год) и Филимонковское (2020 год), детско-взрослых поликлиник на 750 посещений в поселениях Сосенское (2017-2018 годы), Первомайское (2018 год) и городском округе Щербинка (до 2020 года), реконструкция и строительство амбулатории в поселках Мосрентген и поселении Щаповское. В Щербинке, а также поселениях Внуковское, Московский, Киевский и городе Троицк должны должны быть построены (или уже построены) подстанции скорой медицинской помощи суммарно на 86 машиномест.
Надо отметить, что в АИП отображены объекты, которые строятся за счет средств городского бюджета. Поликлиники, возводимые застройщиками в рамках инвестиционных контрактов, а также объекты здравоохранения, финансирование строительства которых осуществляется из других бюджетов (например, федерального), в этот перечень не попали. Это же замечание касается и раздела «Образование».
На развитие образования на территории Новой Москвы из бюджета города в ближайшие годы планируется направить 14,7 млрд. рублей. Запланировано строительство детских садов суммарно на 3025 мест, а также строительство новых и реконструкция существующих школ в поселениях Новофедоровское, Краснопахорское, Киевский, Сосенское, Внуковское, Московский, Рязановское, Филимонковское, Щербинке, Воскресенском и городе Троицк.
Чуть больше, чем на образование (17,9 млрд. рублей) будет направлено на развитие коммунально-инженерной инфраструктуры ТиНАО. Из этой суммы большая часть (14,2 млрд. рублей) пойдет на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры на территории административно-делового центра в Коммунарке.
В рамках программы «Безопасный город» будет построено большое количество пожарных депо — 16 единиц. На это планируется потратить 5,8 млрд. рублей.
Из значительных расходов, заложенных в АИП, также нужно отметить строительство здания префектуры ТиНАО на территории административно-делового центра в Коммунарке (окончание работ — 2017 год) и выделение 4,1 млрд. рублей для расселения аварийного жилья на территории ТиНАО.
Примечательно, что по программам «Спорт Москвы», «Развитие индустрии отдыха и туризма» расходов на Новую Москву в адресно-инвестиционной программе столицы на 2015-2018 не запланировано. Видимо предполагается, что финансирование этих направлений будет происходить за счет средств муниципалитетов и частных инвесторов. Например, ранее анонсировались планы по созданию на деньги инвесторов двух больших тематических парков — «Глория Парк» в поселении Московский и «Парк Героев» в Роговском поселении.
Самые большие опасения вызывает фактическое отсутствие финансирования новых округов из бюджета столицы по программе «Культура Москвы». Очевидно, что создание новых музыкальных школ, детских культурно-развивающих центров и других культурных учреждений не является инвестиционно-привлекательным и в то же время непосильно для местных бюджетов. Недостаток подобных объектов остро ощущается в большинстве поселений Новой Москвы, и жители не раз поднимали эту проблему.
Источник:https://mosgazeta.ru/%d1%87%d1%82%d0%be-%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d1%8f%d1%82-%d0%b2-%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%be-%d0%b2-2016-2018/