В рамках программы мероприятий Российского павильона с экспозицией «V.D.N.H. URBAN PHENOMENON» на Венецианской архитектурной Биеннале 2016 состоялся симпозиум, посвященный роли музея в общественно-политическом и культурном ландшафте города.
Симпозиум, организованный в сотрудничестве с правительством Москвы, тематически был разделен на две сессии — «Музеи и общественные пространства как городской драйвер» и «Общественные пространства — новые ожидания». Участниками симпозиума стали комиссар павильона России, ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский; главный архитектор Москвы, куратор павильона России этого года Сергей Кузнецов, а также приглашенные эксперты, среди которых экс-директор музея Виктории и Альберта Мартин Рот, директор ГТГ Зельфира Трегулова, директор МСИ «Гараж» Антон Белов, Партнер-основатель Diller Sco?dio + Renfro Architects Лиз Диллер, директор Museum of Applied Arts & Science Долла Мерриллис и многие другие.
Сергей Кузнецов, куратор проекта «V.D.N.H. URBAN PHENOMENON», Главный архитектор Москвы
«Для нас вопрос развития культурных пространств — это вопрос ежедневной практики. С приходом мэра Москвы Сергея Собянина, город начал вкладывать огромные средства в развитие культурных, общественных, социально значимых объектов. Многие музеи и парки получили возможность реализовать новую функциональную модель, более современный подход, привлечь широкую аудиторию — это Пушкинский музей, парк Горького, ВДНХ, Третьяковская галерея.
Также были запущены масштабные проекты по реконструкции исторических и культурных объектов, благоустройству улиц и созданию новых точек притяжения на периферии города, а не только в центре. На сегодняшний день в Москве огромное количество музеев с разными моделями. Каждый старается придумать интересную идею, чтобы привлечь людей. В этом плане интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, развлечения и спортивные активности. Здесь каждый день что-то интересное происходит, и люди проводят здесь все выходные».
Лукас Файрайсс, урбанист и писатель
«Одна из причин, по которой люди говорят о музеях как общественных пространствах, — это взаимосвязь человеческой истории и достижений на протяжении многих веков. Музеи — это вещи в себе, целые мегаполисы архитектуры, искусства и эмоций, которые показывают будущее, настоящее и прошлое урбанистики, меняя социальную экономику».
Мартин Рот, экс-директор лондонского музея Виктории и Альберта
«Россия возрождается, и Москва — главная точка возрождения всей страны. Столичные власти не кричат о том, что расширяют общественные пространства, озеленяют город, возвращают историческим памятникам первоначальный вид и меняют функции музеев, они просто делают свою работу. Казалось бы, все основывается на мелочах, начинается с мелочей, но это ведь именно то, что нужно простому горожанину, то, что принципиально меняет качество его жизни. Что касается музеев, то я уверен, что они должны развиваться не только на уровне функциональных смыслов, но и с точки зрения внутреннего наполнения. Потому что культурный центр без серьезной, уникальной коллекции — ничто. Фонд — это сердце и душа любого музея. Об этом важно помнить и при строительстве новых, и во время реновации старых музеев».
Дмитрий Озерков, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа
«Музеи воспринимаются как некие хранилища культурного наследия, однако у нас есть объекты и пространства, которые сами по себе несут мощный исторический бэкграунд. Яркий пример в этом плане — ВДНХ, где как раз это наследие и переосмысливается. На мой взгляд, тут может быть два пути. Первый — зафиксировать прошлое, написать об этом книги, проанализировать... и жить дальше. Второй путь предполагает, что какая-то часть прошлого продолжает быть востребованной и используется, хотя и не в полной мере. ВДНХ своими павильонами отчасти напоминает сады Джардини, здесь можно было бы организовать столичное „экспо“: в разные месяца принимать искусство, архитектуру, литературу, танцы, музыку, науку и достижения... Если Москва сможет стать таким „хабом“ для разных стран, в том числе азиатских, тс это будет большое достижение».
Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж»
«Важной проблемой на сегодняшний день является не количество музеев, а их качество, иначе мы никогда не сможем вытащить людей из торговых центров. Музеи должны создавать связь между избранными мастерами и течениями, которые возникают в мире искусства, и широкой публикой. И дело вовсе не в размерах и масштабах зданий, как думают многие. Можно построить шедевр архитектуры, но тогда туристы будут приезжать, фотографироваться на его фоне, а то, что внутри, уже не будет их занимать».
Лиз Дилер, партнер-основатель Diller Sco?dio + Renfro Architects
«Европа и Москва, как один из ее центров, стали рынком искусства, в которых первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами. Конечно, есть глобальные проблемы, например, площадь частной недвижимости постоянно растет, и одной из первоочередных задач должно стать сохранение общественных пространств. Они тоже, наравне с музеями и культурными центрами, могут служить отличными площадками для знакомства с искусством».
Международная Биеннале архитектуры в Венеции — один из наиболее известных и авторитетных форумов мирового зодчества. Проводится раз в два года. В 2016 году куратором Biennale di Venezia стал чилийский архитектор Алехандро Аравена, предложивший тему «Репортаж с фронта», призванную раскрыть социальную роль архитектуры и привлечь внимание к проектам, улучшающим качество городской среды.
Ответ России на тему куратора — экспозиция V.D.N.H. URBAN PHENOMENON, рассказывающая о прошлом, настоящем и будущем ВДНХ. Сегодня ВДНХ по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина преображается в мультиформатное общественное пространство, где борьба за аудиторию ведется средствами урбанистики, архитектуры, просветительства.